АСТРОЛОГИЯ - Страница 11

В контексте полемики с античным учением о судьбе святые отцы указывали на фатализм астрологии, на косвенное оправдание ею зла и богословские следствия этих положений. 1. Астрология несовместима со свободой воли. Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» говорит, что астрологи приписывают небесным телам причину того, в чём властно произволение каждого из нас, т.е. причину расположения к добродетели или к пороку. Если «злотворные планеты» злы по своей природе, то выходит, что их Создатель – творец зла; а если они делаются злыми по произволению, то они суть живые существа, одарённые свободной волей, – утверждать же такое есть верх безумия. Астрология отрицает свободу человеческой воли. Следовательно, не может быть воздаяния за поступки ни в этой жизни, ни в будущей, Бог, таким образом, окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того, пишет Иоанн Дамаскин: раз всё ведётся и влечётся необходимостью, то не будет промышления Божьего о творениях, «и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем разум нам, несомненно, дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное». 2. Астрология противоречит действительности. Августин Блаженный в опровержение астрологии приводит «аргумент близнецов». Близнецы имеют один и тот же гороскоп, но судьбы близнецов часто оказываются непохожими и даже противоположными. И уже вовсе нельзя найти никакого сходства между «астральными близнецами», т.е. людьми, появившимися на свет от разных родителей, но в одно и то же время в одном и том же месте. Григорий Нисский в трактате «Против учения о судьбе» опровергает утверждения астрологов, что они способны предсказывать судьбу и даже характер будущей смерти, приводя пример массовой гибели во время катастроф людей, родившихся в разное время в разных местах. По мнению астрологов, данное противоречие объясняется тем, что в таких случаях индивидуумы подчиняются гороскопам народов, городов, стран и т.п. Однако в случае, например, землетрясений катаклизм охватывает не отдельные населённые пункты, но обширные территории, не отграниченные от прочей поверхности Земли, за исключением разве что некоторых геологических различий. Земля, как замечает Григорий Нисский, создана не по частям, появившимся в разное время, которым могли бы соответствовать различные гороскопы. 3. Астрология – дьявольское искушение. Объясняя «сбывшиеся» предсказания, святые отцы говорят, что как сами предсказатели, так и вверяющиеся им поставили себя вне Промысла Божия и оказались во власти дьявола, который создаёт для своих рабов видимость прорицания будущего. В первые века н.э. попытку соединения христианства и астрологии (наряду с другими языческими учениями) предприняли последователи гностицизма, в частности валентиниане. Через них астрология пополнилась библейской символикой. Гностики пытались найти оправдание астрологии в Священном Писании: используя, например, повествования о сотворении светил (Быт. 1:14) и Вифлеемской звезде (Мф. 2:1–12).

 



 
PR-CY.ru