АСТРОЛОГИЯ - Страница 16

Дав расплывчатые ответы, Андреас Энгельгардт посоветовал царю найти более сведущего астролога. В занятиях астрологией (как и в других гаданиях и колдовстве) легко мог быть усмотрен умысел на здоровье и жизнь государя. По этой причине отсутствуют данные даже о боярских гороскопах. За пределами царского дворца астрология продолжала сохранять низовой, «народный» характер, при том что тематика псевдоастрологических сочинений существенно расширилась. Иным было положение на православных землях Речи Посполитой, где различные прогностики открыто печатались с конца XVI в. (то, что они публиковались на польском языке, не могло служить препятствием к их распространению и использованию на Руси). Положение в Московской Руси несколько изменилось во второй половине XVII в., когда начался процесс формирования придворной культуры, ориентированной на польскую барочную, куда астрология входила в качестве одного из составных элементов. Интерес к астрологии оживился во всех слоях русского общества, начали распространяться многочисленные иностранные календари с предсказаниями. Астрология потенциально стала рассматриваться в качестве учебной дисциплины наряду с арифметикой, геометрией и другими «свободными художествами». Об этом свидетельствует составленная переводчиком Посольского приказа Николаем Спафарием и подьячим Петром Долгово «Книга избранная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах» (1672 г.). В 1660 гг. по приказу царя Станиславом Лопуцким и Иваном Мировским была написана картина «Герб Московского государства и иных окрестных государств гербы, а под всяким гербом планиты, под которым каковы», иллюстрирующая сюжеты астрологической геральдики. Царь Пётр I санкционировал издание отечественного предсказательного календаря, составленного Василием Киприяновым не только на основе иностранных сочинений, «но и по старым московским пасхалиям, планидникам, громникам, колядникам и травникам». Общее редактирование издания осуществлял один из ближайших сподвижников Петра, граф Яков Вилимович Брюс, поэтому календарь был назван «Брюсов». Сохранилась гороскопическая (натальная) карта Петра (предположительно составлена в 1721–1725 гг.). В 1842 г. вместе с гороскопической картой Петра был опубликован её гороскопический анализ, выполненный астрономом Андреем Ивановичем Лекселем не раньше 1771 г. по просьбе академика Герхарда Фридриха Миллера, в котором астроном отмечал положительные и негативные личные качества Петра I.

 



 
PR-CY.ru