АСТРОЛОГИЯ - Страница 15

На Руси убеждение в ложности и вреде астрологии возросло в конце XV – начале XVI вв. в связи с осуждением ереси жидовствующих, активно занимавшихся астрологией (по «Шестокрылу» предсказывали затмения и т.п.). Около 1524 г. старец Елеазарова монастыря Филофей написал «Послание на злые дни и часы», в котором показал, что вера в «злые» и «добрые» дни противоречит вере в Промысл Божий и в справедливость Бога. Об астрологии писал Максим Грек в посланиях, направленных против Николая Булева, «математика» при великом князе Василии III. Максим Грек различал два астрологических направления: 1) связанное с метеорологией и медициной, 2) направленное на предсказания судеб людей и исторических событий по звёздам. Ссылаясь на иеромонаха Матфея Властаря, преподобный Максим первое направление называл «математикой», второе – «астрологией». Разница между ними, по мнению книжника, заключалась в том, что «представители математики суть те, которые мудрствуют, что небесные тела имеют владычество над всею тварью и что от их движения зависят наши дела; астрологи же суть те, которые при содействии бесовском, посредством звёзд, указывают и верят им как богам». Астрология, магия, мантика и другие отречённые знания были строго осуждены на Стоглавом соборе 1551 г. Собор, в частности, указал на уменьшение роли судебных поединков, в основе которых лежала вера людей в Божий суд над преступником, из-за случаев обращения участников поединка к профессиональным гадателям с целью заранее узнать о результате судебного процесса. Несмотря на проникновение некоторых представлений об «учёной» астрологии в высшие слои русского общества (астрологией увлекался боярин Фёдор Иванович Карпов, интересовался известный государственный деятель Михаил Григорьевич Мунехин), по крайней мере, с середины XVI в. и фактически по вторую половину XVII в., она являлась в Московском государстве, по сути, привилегией если не одного человека, то одного семейства – царской фамилии. Князь Анедрей Михайлович Курбский обвинял царя Ивана IV Грозного в том, что тот призывал к себе «чаровников и волхвов... пытающе их о счастливых днях». При лечении царя Михаила Фёдоровича в 1648 г. врачи прибегали к кровопусканиям, предварительно «изыскав добрый день», врачи Алексея Михайловича, благоволившего к астрологам, составили трактаты по врачебной астрологии: Лев Личюфинус – в 1657 г., Самуил Коллинс – в 1664 г. В 1664–1665 гг. Алексей Михайлович обращался за предсказаниями о возможности эпидемии в России, о видах на урожай, об отношениях России с Польшей, Австрией и др. к «математику» Андреасу Энгельгардту.

 



 
PR-CY.ru