АПОКРИФЫ

АПОКРИФЫ (от греч. – тайный, сокровенный) – сочинения, которые изъяты из церковного употребления, потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами, т.е. книги, не вошедшие в иудейский или христианский канон. Апокрифам противополагаются канонические книги, т.е. внесенные в список признанных церковью и употребляемых поэтому при богослужении книг. Но установление этого списка послужило поводом для острых споров в древней церкви, да и теперь еще представители разных христианских вероисповеданий расходятся в своих взглядах на этот вопрос. В церковной литературе слово «апокрифы» всегда имело двоякое значение. Иногда они противопоставляются только таким книгам, которые находятся в употреблении во время церковных собраний; в таком случае это – книги тайные, сокрытые. Но это слово могло обозначать также сочинение, происхождение которого неизвестно. В этом случае надо понимать, что сочинение подложное, неподлинное, хотя в самом выражении не заключается понятия подложности, точно так же, как не заключается в нем и мало-помалу развившееся догматическое представление, что сочинения эти не писаны по внушению Святого Духа, что они, следовательно, дело рук человеческих. И тот, и другой признаки стали потом сливаться. Согласно Августину Блаженному, апокрифической книгу делает именно ее тайное происхождение, неясность ее происхождения. А так как автор книги обычно желает скрыть свое имя только из-за несовершенства ее содержания, то слово «апокриф» стало означать все дурное, извращенное. Апокрифы делятся на две основные группы: ветхозаветные и новозаветные.

Ветхозаветные – согласно иудейской традиции, это книги, не вошедшие в иудейский канон, но встречающиеся в греческом переводе Библии – Септуагинте. В приложении к книгам Ветхого Завета слово «апокриф» понимается восточной, католической и протестантской церквами различно. Протестанты называют апокрифами книги, которые древняя церковь вообще и теперь греко-восточная в частности не считают таковыми. А неканонические книги, которые у католиков и православных считаются апокрифическими, они называют «псевдоэпиграфами». Первым, кто зачислил в разряд апокрифов книги Ветхого Завета, но греческой и средневековой латинской церквами не считавшиеся таковыми, был Карлштадт (в сочинении «О канонических книгах Писания», 1520 г.). Собственно, слово «апокрифический» в этом случае тождественно слову «неканонический». В православной и католической церквах наряду с каноническими в Библии помещены: 3-я Книга Ездры; отдельные вставки в Книге Есфири; в Книге пророка Даниила – Песнь трех отроков (гл. 3); гл. 13, 14 той же книги (история Сусанны и пр.); молитва Манассии (в конце 2-й Книги Паралипоменон); Книга пророка Варуха; Послание Иеремии; Книга Товита; Книга Иудифи (Юдифи); три Книги Маккавеев; Книга Иисуса, сына Сирахова; Книга Премудрости Соломона. Все эти книги помещены в Библии наряду с каноническими и называются в православной и католической церквах не апокрифами, а неканоническими. Согласно современным представлениям, Товит, Юдифь, добавления к Даниилу и 3-я Книга Ездры написаны в персидский период приблизительно в VI–V вв. до н.э., а остальные – в эллинистический период приблизительно в IV–II вв. до н.э.

 



 
PR-CY.ru