АПОКРИФЫ - Страница 2

Содержание ветхозаветных апокрифов свидетельствует о единстве иудаизма, в них не содержится свидетельств о наличии в нем сектантских движений. Среди действительных апокрифов Ветхого Завета известны: псалмы Соломона, Книга Юбилеев, Книга Еноха, Завет 12 патриархов, Апокалипсис Варуха, 3-я Книга Ездры, Вознесение (Успение) Моисея, Мученичество Исайи, Паралипомены Иеремии и др. Большая часть этих апокрифов имеет пророческий характер, некоторые – характер легенд. Все эти книги и прибавления к ним не были приняты в канон палестинских евреев, т.к. они были написаны по большей части в то время, когда собирание священных книг иудеев было уже закончено (во второй половине II в. до н.э.). Часть апокрифов была первоначально написана по-еврейски, например изречения Сираха, и первая Книга Маккавеев, имеющая целью защищать интересы Асмонейской династии. Как названные апокрифы, так и Книга Товита, а по всей вероятности, также и Книга Варуха и Послание Иеремии написаны первоначально по-еврейски, хотя они до нас дошли только в греческом переводе. Вторую группу ветхозаветных апокрифов образуют написанные первоначально по-гречески: греческая обработка Ездры (Ездра III), так называемая третья Книга Маккавеев (история одного гонения против египетских евреев во время Птолемея Филопатора), дополнения к Есфири и Даниилу, написанные в духе александрийско-иудейской религиозной философии, Книга Премудрости Соломоновой. Кроме того, к ветхозаветным апокрифам должны быть причислены также и некоторые другие, частью известные нам только по названию, книги, из которых важнее всех сохранившаяся и теперь Книга Еноха и так называемая четвертая Книга Ездры. Они не известны в греческой Библии, но частью были уже известны и новозаветным писателям; обе они принадлежат к так называемой апокалиптической литературе и являются позднейшими подражаниями книге Даниила. Христианские отцы церкви не задумываясь пользовались этими апокрифами, в особенности в первое время. Первая группа апокрифов является важнейшей во всех отношениях. В то время как древние пророки обращались со своими увещаниями непосредственно к народу, большей частью в живой речи, в эпоху около Рождества Христова люди, объятые религиозным энтузиазмом, стараются воздействовать на современников не от себя, а под прикрытием великих имен прошлого, в надежде, что такое воздействие будет глубже и сильнее. В них больше нет дерзновения притязать на то, что Бог с людьми настоящего поколения говорит непосредственно. В посредники призываются Моисей, Енох, Ездра и др. Из действительных авторов наука не знает ни одного. Построение этих книг большей частью незамысловато. С известного места составитель как бы устремляет взор в будущее, причем нередко представляет якобы грядущую историю Израиля в мельчайших подробностях, но всегда так, что предсказание прерывается на времени, когда жил действительный автор. К этому времени обычно предвещается наступление спасения для вразумления грешников и для утешения праведников. Тот факт, что мнимые предсказания частью уже исполнились в прошлом, должен служить поручительством за непреложность и тех предвещаний, которые еще не сбылись. Содержание этих апокрифов очень разнообразно. Некоторые представляют собой большие проповеди (Завет 12 патриархов), другие содержат раскрытие божественных тайн (Книга Еноха).

 



 
PR-CY.ru