Словарь по христианству А АПОКРИФЫ - Страница 13

АПОКРИФЫ - Страница 13

Из прочей апокалиптической литературы уцелели или жалкие остатки, или одни имена. До нас дошли два «Апокалипсиса Петра», один, найденный вместе с Евангелием от Петра, и другой, созданный группой гностиков, не признававших человеческой природы Иисуса. Это писание было открыто среди рукописей на коптском языке (большинство из них переведены с греческого), найденных на юге Египта в 1945 г. «Апокалипсис Петра» пользовался большим уважением в древней церкви. Мефодий Олимпийский даже причисляет его к боговдохновенным писаниям. Его знает уже канон Муратори (II в.), но до нас дошли небольшие отрывки. В гностическом «Апокалипсисе Петра» Христос показывает Петру, что произойдет с ним во время распятия. Здесь Христос лишен человеческих черт: Он отделен от Иисуса, чья телесная оболочка была лишь видимостью. Христа не распинают, Он не испытывает страданий, стоит рядом с Петром, наблюдая за кажущимся распятием Иисуса и смеется. Все другие апокалипсисы появились позднее и в церкви таким авторитетом не пользовались. Под названием «Апокалипсис Павла» церковь знала также два произведения: одно обращалось среди гностиков и не сохранилось, другое было найдено на сирийском языке и издано в 1866 г. в английском переводе (затем Тишендорф издал его по греческим спискам). Повод к составлению апокалипсиса дало, по-видимому, заявление Павла во втором послании к Коринфянам (12:1 и далее), что он был вознесен до третьего неба и слышал там «неизреченные глаголы». По-видимому, книга написана в IV в., в правление Феодосия. «Апокалипсис святого Иоанна Богослова» совершенно отличается от канонической книги под тем же названием, издан Тишендорфом. Время его появления определить трудно. Существовали еще «Откровения Варфоломея», «Апокалипсис Фомы», а также «Апокалипсис Стефана», поводом к написанию которого послужило, может быть, место в книге Деяний (7: 55–56) и др. Среди рукописей, найденных в Египте, были обнаружены и евангелия: от Фомы, от Филиппа, от Марии, Евангелие Истины, в которых нет описания земных деяний Иисуса, а только его речения и рассуждения по поводу его учения. Существование многочисленных евангелий, апокалипсисов, деяний отдельных апостолов было связано с тем, что разные группы христиан слушали разных проповедников, которые по-своему излагали историю земной жизни Иисуса и его учение, а сторонники этих проповедников записывали их рассказы. Церковь выступала против признания многих апокрифов. В списке книг, не принимаемых церковью, известном под названием «Декрет папы Геласия» (был оформлен в VI в.), перечислены апокрифические книги, «которые нами не принимаются». Но, несмотря на запреты, в Средние века апокрифы переписывались и распространялись. Все апокрифы до новейшего времени составляют предмет чтения у всех народов и в каждой литературе произвели более или менее сильное движение, вызвавшее много сочинений дидактического и романтического характера.



 
PR-CY.ru