АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, Англиканство - Страница 14

В XVII в. английская реформация переходит в революцию, и протестантизм получает в стране окончательное преобладание. В церковных делах король являлся самодержавным повелителем. Между тем в области светского управления он был ограничен парламентом. Отсюда желание королей управлять государством так же, как они правили церковью. Это стремление поддерживалось высшим духовенством. Раньше оно, опираясь на папство, энергично боролось с притязаниями королей. Теперь епископы, сделавшись королевскими чиновниками, свое привычное отношение к папе перенесли на короля и стали проповедовать теории, шедшие вразрез с конституционной действительностью. Во время Гражданской войны 1642–1648 гг., которую парламент вел против короля, и в правление Оливера Кромвеля (1649–1658 гг.) англикане подвергались преследованию так же, как и католики. При Иакове I (1603–1625 гг.) и Карле I (1625–1649 гг.) происходят нескончаемые препирательства между короной и парламентом по налоговым вопросам. Нация держит кошелек туго завязанным. И главная причина этой несговорчивости – усиление возвратного движения в церковной области. Католицизм как господство папы был низвергнут в Англии легко и бесповоротно, но в смысле привычек к украшенным храмам, величественным алтарям, пышным облачениям и смиренным коленопреклонениям он был жив. Воскрешение обрядов, действующих на верующих, было теперь главным занятием епископов. Между тем церковные обряды суть именно символы; их восстановление вызвало у народа мысль о восстановлении католичества, тем более что настоящие католики при Карле I пользовались всякими послаблениями вопреки требованию народных представителей. Король издал декларацию, в которой заявил, что его долг – не допускать, чтобы возбуждались излишние споры, способные только поддерживать смуту в церкви и в государстве. Архиепископ Кентерберийский Лоуд без послаблений проводил законы против диссидентов и вводил полное единообразие церковных обрядов и уставов. Не встречая соответствующего отпора, хотя парламент и волновался, король и архиепископ задумали ту же систему перенести в Шотландию, где строй церкви был пресвитерианским и демократическим. Попытка Карла I и Лоуда ввести в Шотландии настоящую епископальную церковь вызвала вооруженное восстание. Английский парламент, созванный после 11-летнего перерыва в 1640 г., вместо помощи королю предъявил ему ряд обвинений. Распущенный, он уступил место Долгому парламенту, ставшему орудием борьбы против абсолютизма и епископализма. Кальвинизм и защита прав народного представительства слились воедино. Условия проведения Реформации на острове требовали протестантизма особого рода, который, пренебрегая умозрением, ограничивается действием, подчиняет жизнь человека строгой нравственной дисциплине, обрекает душу на непрерывную борьбу, предписывает воздержание, воспитывает моралистов, работников и граждан. Пуритане, индепенденты и другие ответвления протестантизма объединились идеей царства святых. Догматические разногласия отошли на второй план, и главное значение придавалось суровым моральным требованиям. С такими массами парламент был бессилен справиться. Духовный вождь (Кромвель) становится главой государства. Дело Кромвеля рухнуло в момент его смерти, но оставило великие результаты: свобода совести стала в Англии прочным достоянием масс; с некоторыми ограничениями она была закреплена законом в 1689 г.

 



 
PR-CY.ru