АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, Англиканство - Страница 12

В 1538 г. он перед протестантскими учеными защищает безбрачие духовенства, причащение под одним видом и т.п. Однако трудно было уберечь страну от вероисповедных споров во время общего брожения. Увлечение с континента перебросилось и в Англию. Результатом столкновения новых идей с религиозной косностью народа явилась первая вероисповедная формула, нашедшая выражение в так называемых десяти членах веры 1536 г. Это – смесь воззрений католичества и протестантизма. Составители стараются выдержать средний путь, признают источником христианского вероучения Библию, но наряду с ней допускают авторитет трех символов и первых четырех Вселенских соборов. Они упоминают только о трех таинствах, устраняют злоупотребления в иконопочитании, но не отвергают поклонения иконам, признают пост, молитву за усопших, почитание святых, говорят, что хлеб и вино суть истинное тело и кровь Христовы. В 1537 г. появляется «наставление христианина», прозванное «епископской книгой». О многих предметах оно говорит подробнее, но основной тон его такой же, как и десяти членов. В 1539 г. принимается «кровавый статут», в шести членах затрагивающий спорные вопросы и разрешающий их в краткой, властной форме. Здесь говорится, что в евхаристии присутствует, под видом хлеба и вина, тело и кровь Спасителя, что причащение под обоими видами не необходимо, что священники должны быть безбрачными и пр. Это – поворот к католицизму. Была сделана еще попытка добиться единения. В 1543 г. было обнародовано «учение, необходимое для каждого христианина», получившее название «Королевской книги». В некоторых отношениях она возвращается к умеренным воззрениям «книги епископской», но иногда делает шаг в сторону католицизма, например, решительно допуская пресуществление. В этих колебаниях нельзя видеть только отражение личной нерешительности и непоследовательности короля. Генриху, очевидно, приходилось лавировать между двумя сильными враждующими партиями. Восстание, поднятое католиками в 1534 г. на севере Англии, было очень убедительным аргументом против поспешных вероисповедных нововведений. Оно было подавлено и залито кровью, но впечатление от него было внушительным. С другой стороны, нерешительность правительства восстанавливала против него последовательных протестантов. Генрих сошел с исторической сцены, оставив дела в неопределенном положении. Все старые авторитеты были разбиты, а с ними рушились учреждения и воззрения. Сын Генриха Эдуард VI (1547–1553 гг.) энергично двинул вперед преобразования догматики и богослужения. Руководивший молодым королем герцог Сомерсет, убежденный протестант, выписал в 1547 г. выдающихся протестантских богословов Мартина Буцера и Петра Мартира для защиты и распространения идей реформации. С их помощью были, наконец, сформулированы все изменения в догматах и обрядах, завершившие Реформацию. Стала обязательной проповедь против постов, таинств, почитания святых и икон. Подозревавшиеся в сочувствии католицизму епископы были смещены. Кранмер созвал комиссию, которая выработала «Книгу общих молитв», представлявшую собой одновременно служебник и учебник теологии, и «42 статьи веры». Изложенная в этой книге англиканская литургия была введена в 1549 г., а все другие службы запрещены. В 1549 г. книга была выпущена под названием «Книга общественного богослужения». Пересмотренная в 1552, 1559, 1662 и 1872 гг., она и теперь является в англиканской церкви служебником, в который введена и догматика.

 



 
PR-CY.ru