АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, Англиканство - Страница 15

Реставрация в 1660 г. монархии Стюартов при Карле II (1660–1685 гг.) привела к восстановлению государственной англиканской церкви. Провозглашенный в 1662 г. «Акт о единообразии» восстановил авторитет «Книги общих молитв», вновь подвергшейся некоторым изменениям, закрепил власть англиканских епископов и отменил законность пресвитерианских общин на территории королевства. Со вступлением на престол Вильгельма III (1688–1702 гг.) партии пуритан и индепендентов становятся мирными; их остатки превращаются в спокойных и лояльных диссентеров. Англиканская епископальная церковь снова возвращает себе господствующее положение. Но сфера ее влияния постепенно суживается. В мае 1689 г. акт терпимости установил, что диссентеры, давшие обещание повиноваться королю, не могут более подлежать наказаниям, установленных при Елизавете в 1592 г. Льгота, предоставленная диссентерам, состояла в освобождении их от епископальной системы и в предоставлении им права устанавливать богослужение и организовываться по своей воле. В вероисповедных воззрениях они были связаны символическими книгами господствующей церкви. Они также обязаны были платить все сборы в пользу господствующей церкви и исполнять бесплатные приходские должности, сами или через заместителей. За это они пользовались правом требовать от духовенства совершения таких актов, как крещение, погребение, венчание. Это давало англиканской церкви вид единства. Наряду с этим диссентеры были лишены права вступать в парламент, занимать государственные и общественные должности, поступать в университеты и т.д. Да и с такими ограничениями терпимостью пользовались сначала только пресвитериане, индепенденты, баптисты, квакеры. На католиков терпимость не распространялась. Значительный удар англиканской церкви был нанесен актом 1707 г., объединившим Англию и Шотландию в единую Великобританию. В Шотландии пресвитерианская церковь стала господствующей, а епископальная церковь – только терпимой. В 1779 г. диссентерам были сделаны дальнейшие уступки. Вместо подписи под «39-ю членами» от их духовенства стали требовать заявления перед мировым судьей, что они христиане, протестанты, признают Священное Писание Ветхого и Нового Завета боговдохновенным и принимают его как правило веры. Им также даровано было право открывать свои школы. В 1791 г. было дозволено отправление богослужения католикам. Терпимость, таким образом, была распространена на всех нонконформистов. Наконец, в 1828 и 1829 гг. диссентеры (протестанты и католики) были допущены на государственную службу, причем от первых требовалось клятвенное обещание не чинить ущерба господствующей церкви и ее духовенству, а от вторых – верноподданническая присяга с обещанием защищать корону, лицо и сан короля, поддерживать престолонаследие Ганноверского дома и в своем исповедании не допускать, что государь, отлученный папой, мог бы быть лишен трона. В 1836 и 1837 гг. были изданы важные акты, затрагивающие семейную жизнь диссентеров. Города и общины были разделены на округа с особыми чиновниками, которые занимались регистрацией рождений, браков и случаев смерти среди диссентеров. Законное венчание можно было совершить в помещениях, которые в течение года предназначались для богослужения и были зарегистрированы. Только необходимо было, чтобы жених или невеста жили в округе не менее 8-ми дней. Признавались законными также и гражданские браки, заключенные в квартире чиновника-регистратора. Раньше диссентеры должны были венчаться и крестить своих детей в господствующей церкви, чтобы получить право на запись в метрические книги; теперь в этих отношениях они стали свободны.

 



 
PR-CY.ru