АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, Англиканство - Страница 13

Появление «Книги» не остановило споров: догматические вопросы изложены в ней недостаточно ясно и определенно, скорее, предполагаются решенными, чем решаются. Систематическим изложением воззрений реформированной церкви явились в 1552 г. 42 члена – articuli. Вот содержание некоторых из них. Учение Священного Писания достаточно для спасения. Три символа (Никейский, Афанасиев и Апостольский) должны быть признаны, потому что могут быть во всем их содержании доказаны из Священного Писания. Учение о сверхдолжных делах нечестиво. Вселенские соборы могут погрешать и погрешали. Из таинств упоминаются только важнейшие: крещение и вечеря Господня. Пресуществление не может быть доказано из Священного Писания. Жертвоприношения месс, в которых священники приносят Христа в жертву за живых и умерших, суть басни. Епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными. В основе этих членов лежит Аугсбургское вероисповедание. Обнародование «Книги» и «42 членов» вызвало сильную католическую оппозицию в стране, приведшую к восстанию. Преобразования шли слишком быстро, чтобы народ мог успевать за ними. Отсюда возможность правления Марии, дочери Генриха от обиженной Екатерины. Мария Тюдор (1553–1558 гг.), опираясь на значительные католические силы в стране, решила вернуть Англию к католичеству. В 1554 г. туда прибыл папский легат. С 1555 по 1558 гг. шли кровавые репрессии против протестантов. В 1556 г. сожжен в Оксфорде сподвижник Генриха – Кранмер. Но преследования не привели к торжеству католицизма, напротив, они теснее сплотили реформаторов и заставили многих сознательно примкнуть к исповеданию «42 членов». Елизавета (1558–1603 гг.) выбрала средний путь между стремлением крайних протестантов и домогательствами католиков. Ее правление стало временем стабилизации англиканства. Пересмотренная «Книга» была введена Актом о единообразии в июле 1559 г. Затем был подвергнуты пересмотру «42 члена» и утверждены парламентом в 1571 г. в виде «39 членов». Образовался своеобразный сплав католицизма, лютеранства и кальвинизма. Здесь очень ясно выражены также идеи антикатолические – отрицание папства, пресуществления, монашества, почитания мощей, икон и т.д. Все остальное умышленно облечено в такую форму, которая не могла вызывать решительных нападок со стороны борющихся партий. Составители «39-ти членов» преследовали одну цель – добиться церковного мира и вводили все, что могло удовлетворить большинство с его часто противоречивыми запросами. В этом документе подтверждены все основные догматы, принятые Вселенскими соборами, сохраняется идея о спасающей силе церкви, учение об иерархии, унаследованное от католицизма, но проводится реформационное учение о Священном Писании как единственном источнике вероучения, принцип спасения одной только верой, признаются два таинства: крещение и причащение, отвергается пресуществление, отрицается вера в чистилище, культ святых, мощей и икон, монашество. Англиканское учение о Троице сохраняет католическое положение об исхождении Святого Духа и от Сына (филиокве). Основы англиканской теологии были заложены Ричардом Гукером (1553/4–1600 гг.), наиболее видным апологетом, в труде «О законах церковного устройства» (1594–1597 гг.), в котором он пытался соединить протестантский принцип «только верой» («Sola Fide») с католическим принципом «учащей церкви».

 



 
PR-CY.ru