АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, Англиканство - Страница 11

В 1530 г. было запрещено приобретать в Риме хартии, причинявшие ущерб юрисдикции и королевским прерогативам в Англии. Статут следующего года отвергал значение интердиктов. Парламент 1532–1533 гг. высказывает то же в решительной форме. Но, смиряя папу, нельзя было не трогать и духовенство. В мае 1532 г. король получает в руки акт, направленный на подчинение духовенства, которое обязуется не собираться в конвокацию без воли короля и, собравшись, не постановлять ничего неугодного короне. Все постановления прежних конвокаций подлежали пересмотру и оскорбительные для короля – отмене. 3 ноября 1534 г. парламент провозгласил супрематию короля как «единственного верховного главы английской церкви». Одновременно шла борьба и с налоговым притеснением Рима. Статут 23-го года царствования (1531–1532 гг.) отменяет аннаты – крупные суммы, уплачиваемые новопосвящаемыми прелатами. Эти суммы часто добывались путем займа и в случае смерти епископа ложились тяжким бременем на его кредиторов. Статут 25-го года (1533–1534 гг.) уничтожил всякие вообще платежи в Рим. Отрицание папской власти неизбежно переходило и в теорию. В 1534 г. Оксфордский университет решил, что Священное Писание не дает римскому епископу никакой высшей власти над Англией. Одобренные в Кентербери «Десять статей» (1536 г.) были основаны на Аугсбургском исповедании, отвергали примат папы, учение о чистилище, утверждали Священное Писание единственным источником вероучения, упраздняли почитание святых, мощей, икон, многие обряды, но сохраняли таинства крещения, покаяния и евхаристии. Однако изданные в 1539 г. по приказу Генриха VIII (чтобы сдержать реформационное движение) «Шесть статей» и в 1544 г. «Королевская книга» признавали транссубстанциацию (пресуществление), целибат (безбрачие) духовенства, особые мессы «за здравие» и «за упокой». За богослужением начинает возноситься молитва об освобождении от тирании Римского епископа и мерзкого бесчинства. Апелляции в Рим отменялись. Дела по всем инстанциям должны были решаться дома: от архидиакона они поступали на рассмотрение суда епископского. Замещение высших церковных должностей переходит к королю. Он же получает аннаты и десятины. Наконец, принялись за монастыри. Здесь особую ревность и искусство проявил Томас Кромвель – генеральный викарий короля по церковным делам. В 1535 г. началась ревизия-визитация церковных учреждений. Ревизорам была вручена инструкция, содержавшая 86 вопросов, и дано было секретное поручение склонять малые монастыри добровольно передавать королю свои владения. В случае отказа монастырям грозили разоблачения и предания суду. Некоторые монастыри уступили. В феврале 1536 г. отчет ревизоров был зачитан в парламенте. Он вызвал крики «долой монахов» и билль об уничтожении малых монастырей. Вся их движимость и драгоценности поступали в распоряжение короны. Около 400 монастырей было уничтожено, около 10 тыс. монахов оставили их стены. Затем дошла очередь до больших монастырей. В 1538 и 1539 гг. они сдались добровольно, понимая бесцельность сопротивления. Монашество было главной опорой папства в стране. Своим усердием в пользу Рима оно покупало обеспеченную жизнь и слабый надзор. Скомпрометированное во время визитаций, оно в своем падении увлекло и папский авторитет. Но насколько король и страна при Генрихе VIII энергично боролись с папской властью, настолько нерешительными оказались они в вопросах догмы и обряда. Попытки немецких протестантов привлечь Генриха VIII на свою сторону оказались напрасными.

 



 
PR-CY.ru