ЛЕВИАФАН - Страница 3

Однако слова из «Книги Иова» не содержат никаких отголосков космологического противостояния с Левиафаном; как одно из самых величественных творений Господа Левиафан становится объектом Его восхищения, не представляя для Него никакой опасности. Наиболее близкой параллелью к библейскому свидетельству о Левиафане служит угаритский текст XIV–XIII вв. до н.э., обнаруженный в Рас-Шамра (Сирия). В этом сказании Левиафан представлен как монстр, уничтоженный в битве богом Ваалом. Описание Левиафана в угаритском эпосе содержит черты, близкие к библейскому образу из «Книги пророка Исаии», схожесть обнаруживается в отдельных эпитетах: например, «змей, прямо бегущий» (из Ис. 27:1), «змей изгибающийся» (из Ис. 27:1). В отношении Левиафана использован эпитет «могущественный [вариант: «окружающий»] с семью головами», что обычно соотносится с наличием «голов» в описании Левиафана из Пс. 74:13 (по Месопотамскому Талмуду и LXX). В древней месопотамской литературе раннего династического периода (III тыс. до н.э.) зафиксировано предание о борьбе бога-героя Нинурты с семиголовым змеем. Это предание нашло отражение в месопотамской иконографии, где зафиксированы изображения антропоморфного бога, сражающегося с семиголовым змеем; наиболее древнее из них исследователи обнаружили на цилиндрических печатях из Телль-Асмар (III тыс. до н.э.). Исследователям известно также изображение бога войны Нинурты (?) около 2400 г. до н.э. на инкрустированной раковине. В сцене на древнеаккадской печати представлены двое мужчин, сражающихся с семиголовым змеем. Во всех сценах семиголовый змей изображён с лапами. Исследователи отмечают, что указанные свидетельства служат лишь отдалёнными параллелями к библейским текстам, где Левиафан – это, прежде всего, морское животное, и, кроме как в Пс. 74:13, нигде не говорится о наличии у него нескольких голов. Исследователи полагают, что представление о Левиафане как о враждебном существе служит отражением древних мифов о космогонической битве между божественным творцом и персонифицированными первозданными силами хаоса. В Священном Писании могли быть творчески переработаны древнееврейские эпические тексты, отражавшие космогонические представления, которые стали богатым источником поэтических символов, раскрывающих величие Творца. Образ Левиафана в Библии не содержит никаких элементов политеизма, а всегда рассматривается как одно из творений Господа. В апокрифической литературе образ Левиафана, как и в традиции Ветхого Завета, является частью описания как творения мира, так и его последних времён. Наиболее древнее предание содержится в арамейском сочинении «Книга гигантов» (конец II в. до н.э.), отрывки из которого найдены в Кумране. Парфянский фрагмент манихейской версии этого текста содержит упоминание о сражении божественных гигантов с Левиафаном.

 



 
PR-CY.ru