ЛЕВИАФАН

ЛЕВИАФАН – имя сотворённого Богом мифического морского чудовища в Ветхом Завете. Точная этимология еврейского слова исследователям не известна, исследователи полагают, что оно является производным от семитского корня со значением «сгибать, скручивать»; обычно это слово сопоставляется с арабским «извиваться», что может отдалённо указывать на змееподобный вид Левиафана. Согласно так называемой народной этимологии, представленной в раввинистической литературе, имя Левиафана происходит от соединения двух слов – «венок, завиток» и сокращённое от «большая рыба, чудовище». И хотя сравнительная этимология может указывать на змееподобный вид Левиафана, исследователи принимают во внимание, что Левиафан – имя собственное, а значит, представление о физическом облике чудовища не может быть основано только на происхождении этого термина. Левиафан в Ветхом Завете, в канонических книгах, упоминается шесть раз, преимущественно в поэтических текстах, которые не формируют при этом его единого образа. В одних текстах Левиафан предстаёт вселенским монстром и противником Господа (Пс. 73:13–14), в других – Его послушным творением (Пс. 103:26). Образ Левиафана стоит в одном ряду с описаниями других морских чудовищ, выступающих в виде сверхъестественных противников Бога: дракона (Ис. 27:1), моря или морского чудовища (Иов. 7:12), а также Раава (Ис. 51:9; Пс. 86:4; 88:11). В переводе Септуагинты (LXX) исследователи видят тенденцию к демифологизированию и деперсонифицированию образа Левиафана: вместо имени собственного в Иов. 3:8 использовано слово «кит», а в Ис. 27:1; Иов. 40:20; Пс. 74:14; 103:26 – «дракон». В Пс. 73:13–14 провозглашение спасительного владычества Господа над всей землёй сопровождается упоминанием Его побед над морем, драконами (вариант – «змиями») и Левиафаном, у которого Господь, согласно синодальному переводу, сокрушил главу (Пс. 73:14). В Масоретском тексте (так же как в Септуагинте и Вульгате) говорится о сокрушении «голов» у Левиафана, который, таким образом, представлен в этом стихе как многоголовый морской змей. Рассказ о победе Господа над Левиафаном служит вступлением к прославлению последующего совершённого Им упорядочивания вселенной. Очевидно, описание победы Господа в первозданной битве над олицетворяющим воды хаоса Левиафаном, включённое в контекст поэтического повествования о творении мира (Пс. 73:15–17), призвано утешить скорбящих, оплакивающих осквернение святилища врагами Господа (Пс. 73:1–10). Отголоски представления о противостоянии Господа морскому чудовищу представлены также в Иов. 7:12; 9:13; 26:12; 38:8–11 (отдельные авторы рассматривают эти примеры как аллюзии на Левиафана). Вселенская битва Господа с Левиафаном в апокалиптических главах из «Книги пророка Исаии» указывает уже на то, что произойдёт в будущем: в день, когда Господь обратит Свой гнев на падшее и развращённое творение, «поразит... мечом Своим тяжёлым, и большим и крепким, левиафана, змея, прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское» (Ис. 27:1).

 



 
PR-CY.ru