КЕДОРЛАОМЕР - Страница 3

Главным участником событий, описанных в табличках, выступает царь Элама, имя которого имеет идеографическую запись «mKU.KU.KU.MAL» или «mKU.KU.KU.KU.MAL» (во фрагменте сохранилась только часть этого имени – четыре знака «KU»). Теофил Голдридж Пинчес интерпретировал эти записи соответственно как «mku-dúr-lah-mal» и «mku-dúr-lah-gu-mal». Опираясь на письмо Хаммурапи в интерпретации Жана-Венсайна Шейля, Теофил Голдридж Пинчес решил, что обнаружил ещё один источник, свидетельствующий о Кедорлаомере. Расшифровка Теофила Голдриджа Пинчеса основывалась на том, что клинописный знак «KU» имеет также значение «dur». «Ku-dur» – очень распространённый компонент имён эламских царей, поэтому первые два знака имени («KU.KU») исследователи надёжно читали как «ku-dur». Что касается остальных знаков, то Теофил Голдридж Пинчес предположил, что «KU» может также иметь значение «lah» или «lag», и соответственно прочёл первое имя как «ku-dúr-lah-mal», а второе – как «ku-dúr-lah-gu-mal» («gu» – также одно из значений «KU»), при этом первое написание считалось дефектным. Исследователи полагают, что предположение Теофила Голдриджа Пинчеса было основано не на данных палеографии, а на желании соотнести имя царя с библейским словом. Таким образом, исследователи полагают, что реконструкция учёного может считаться доказанной лишь наполовину. Текст, открытый Теофилом Голдриджем Пинчесом («Текст о Кедорлаомере»), содержит два других имени, также вызвавших интерес в связи с Быт. 14: «eri-e-ku-a» (вариант: «eri-[e]-a-ku») и «tu-ud-hul-a». Первое имя Теофил Голдридж Пинчес поставил в соответствие с библейским Ариох, а второе – с Тидал, Фидал. Теофил Голдридж Пинчес придавал открытому им тексту большое значение как подтверждению историчности Быт. 14. Сообщение об этом открытии было опубликовано в 1897 г. (сам клинописный памятник получил в литературе название «текст о Кедорлаомере»). Гипотеза Теофила Голдриджа Пинчеса вызвала широкий резонанс и была поддержана археологом Уильямом Фоксуэллом Олбрайтом. В статье «Пересмотр ранней еврейской хронологии» он уделил большое внимание исследованию Теофила Голдриджа Пинчеса и высказал собственные идеи об исторической основе Быт. 14. Уильям Фоксуэлл Олбрайт показал, что подлинные библейские имена палестинских царей в Быт. 14:2 (к неподлинным он относил имена Бера и Бирша, считая их искусственными образованиями от глагольных корней; оба корня со значением «быть злым, нечестивым») имеют хананейское происхождение: имя Шинав было переведено как «бог луны – отец» (учёный считал, что в этом имени сохранился исконный звук « » в имени бога луны, которое позднее стало произноситься как «sin» (это утверждение другие исследователи считают ошибочным, поскольку имя « » – несемитского происхождения); для имени Шемевер была предложена эмендация «Шемаббир» со значением «Шем (= имя) могуч» (имя, согласно трактовке исследователя, выступает здесь в роли божественного существа).

 



 
PR-CY.ru