КЕДОРЛАОМЕР

КЕДОРЛАОМЕР – царь Элама, упоминаемый в книге «Бытие». Согласно Быт. 14:1–24, Кедорлаомер возглавлял военную коалицию четырёх царей (в которую входили также Сеннаарский царь Амрафел, Елласарский царь Ариох и Гоимский царь Фидал), на протяжении 12 лет державшую в подчинении пять царей в Палестине, в том числе царей Содома и Гоморры. Восстание подчинённых царей спровоцировало карательный поход, который возглавил Кедорлаомер. Было нанесено поражение нескольким хананейским племенам – рефаимам, зузимам, эмимам, амаликитянам, аморреям. В долине Сиддим состоялась битва «четырёх царей против пяти» (Быт. 14:9), победу одержала армия Кедорлаомера и его союзников, а цари Содома и Гоморры погибли во время отступления, упав в смоляные ямы. Среди пленников Кедорлаомера оказался Лот, племянник Авраама, живший в Содоме. Вооружив 318 рабов и разделив их на несколько отрядов, Авраам ночью неожиданно напал на Кедорлаомера и одержал победу. Все пленники Кедорлаомера были освобождены. Авраам отказался от вознаграждения в пользу союзников, выступивших с ним в поход. Мельхиседек, Салимский царь и «священник Бога Всевышнего», вышел навстречу Аврааму с хлебом и вином и благословил его, а Авраам отдал Мелхиседеку десятую часть своего имущества. Исследователи полагают, что имя Кедорлаомер восходит к эламскому имени собственному (это имя не засвидетельствовано в корпусе эламского словаря). Судя по данным этого словаря, оно означает «сторож, хранитель», а также имя мужского божества. Однако Вальтер Хинц и Х. Кох этимологизируют библейское собственное имя Кедорлаомер как «Kudur-Lagamar»: «Пастырь – это (бог) Лагамар». Исследователи отмечают, что эламское существительное «ku-dur», «ku-du-ur» (с рядом других орфографических вариантов) значит «пастух» и употребляется в составе имён собственных в эламских и ново-ассирийских источниках. Однако и имя собственное Kudur-Lagamar в клинописных источниках пока не засвидетельствовано. Фраза «день Кедорлаомера» в прорисовке Жана-Венсайна Шейля приобрела большое значение для апологетики первой половины XX в., поскольку о Кедорлаомере нет других свидетельств, кроме Быт. 14, и само это повествование рассматривалось сторонниками отрицательной библейской критики как один из наиболее поздних фрагментов «Пятикнижия», не имеющих исторической ценности. В 1896 г. французский ассириолог Жан-Венсайн Шейль опубликовал письмо Хаммурапи, в котором, по мнению исследователя, упоминается Кедорлаомер. Письмо обращено к Синиддинаму, которого Жан-Венсайн Шейль неверно, по мнению других исследователей, отождествил с царём Ларсы, носившим то же имя. Согласно интерпретации Жана-Венсайна Шейля, Хаммурапи передал Синиддинаму несколько статуй эламитских богинь, захваченных в качестве трофеев «в день [поражения] Кедорлаомера». Жан-Венсайн Шейль считал доказанным, что Хаммурапи и Кедорлаомер были современниками, и поэтому предположил, что Амрафел в Быт. 14 – искажённое имя Хаммурапи с теофорным элементом.

 



 
PR-CY.ru