ИСЛАМ В РОССИИ - Страница 2

Первое военное столкновение Руси с булгарами произошло еще в 985 г., однако, несмотря на победу великого князя Владимира, Волжско-Камская Булгария так и осталась независимой от Киева. В 987 г., согласно легенде, булгары стали первыми проповедниками ислама, представшими в Киеве перед князем Владимиром. Исходя из летописных данных, можно предположить, что в процессе выбора религии Владимир обращал серьезное внимание на ислам. В частности, по сведениям мусульманских источников, для ознакомления с исламской религией было направлено посольство в Хорезм, где «четыре посла Буладимира» приняли ислам. Это событие дало возможность некоторым мусульманским авторам предполагать, что он стал официальной религией русских. Наиболее сложным и неоднозначным для русско-мусульманских взаимоотношений был период монголо-татарского ига и Золотой Орды. Под властью монголов оказались не только русские, но и проживавшие в Поволжье мусульмане-булгары. В определенном отношении их положение было не менее сложным, ибо в отличие от русских, которые только платили дань, булгары оказались на завоеванных землях. Тем не менее, ханы не вмешивались во внутреннюю жизнь булгарских князей и обеспечивали их защитой от военной экспансии соседей. Наряду с землями Волжско-Камской Булгарии Золотая Орда объединила обширный Степной Крым, Предкавказье, Нижнее Поволжье, Южный Урал, Западную Сибирь, Северный Казахстан, население которого составляли тюркоязычные кычаки (половцы). Этническая близость покоренных народов способствовала выходу ислама и за пределы Золотой Орды. Этому во многом способствовала также веротерпимость монгольских правителей, покровительствовавших священнослужителям всех конфессий на завоеванных ими землях. Исламской ориентации золотоордынских ханов способствовали и внешнеполитические обстоятельства. В 1245 г. монгольский хан Берке принимает ислам, а с 1312 г. при хане Узбеке он становится государственной религией Золотой Орды. Именно в золотоордынский период ислам становится одним из факторов формирования единого татарского этноса на базе тюркских и (в меньшей мере) монгольских элементов. При этом Русь, находившаяся в вассальном подчинении монголо-татарам, сохранила религиозную и культурную самостоятельность. Ее борьба с владычеством Золотой Орды не носила религиозного характера и определялась, прежде всего, политическими интересами. Лишь после Куликовской битвы (1380 г.) и последовавших за ней ожесточенных столкновений растущего Московского государства со слабеющей Золотой Ордой борьба двух этносоциальных единств за гегемонию на Восточно-Европейской равнине привела к утверждению конфессионально-культурной оппозиции «мусульман-татар» и «христиан-русских». После распада Золотой Орды центром ислама со второй половины XV в. стала территория северной части Волжско-Камской Булгарии, а Казань становится столицей самостоятельного Казанского ханства. Если другие государства, возникшие после распада Золотой Орды (Астраханское, Сибирское ханства, Ногайская орда), значительной роли в развитии исламской культуры не сыграли, то краткая история Казанского ханства (1438–1552 гг.) – время последнего расцвета ислама и мусульманской цивилизации в Поволжье. В XVI в. только в ограде Казанского кремля насчитывалось пять больших соборных мечетей, в том числе самая значительная в Казанском ханстве – Нур-Ади; здесь же находилось главное медресе, учащиеся которого (шакирды) были среди самых упорных защитников Казани во время штурма ее войском Ивана Грозного.



 
PR-CY.ru