ИСЛАМ В РОССИИ

ИСЛАМ В РОССИИ – одна из традиционных религий. Наиболее ранние контакты и связи народов нашей страны с исламским миром могут быть датированы VII–VIII вв. В середине VII в. первые арабские завоеватели проникают на территорию Закавказья и Средней Азии. К началу VIII в. границы территорий, вошедших в состав Халифата, проходили на Кавказе по главному Кавказскому хребту (до Дербента). В Средней Азии в состав мусульманских владений входила территория к северу от Амударьи, а также Хорезм и Фергана. В результате арабских завоеваний было сформировано целостное социально-политическое пространство, на котором проходили интенсивные процессы культурно-цивилизационного взаимодействия, главным результатом которых стало широкое распространение ислама на этих территориях при сохранении значительного количества самобытных доисламских религиозных традиций. Процесс исламизации сопровождался также некоторой арабизицией местного населения. С другой стороны, арабы, переселившиеся на эти территории, постепенно сами ассимилировались с местным населением. Распространение ислама на территории Восточной Европы связано с формированием двух новых тюркских государств: Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммад, разгромив хазарское войско на берегах Волги, в качестве условия заключения мира потребовал принятие Хазарией ислама. К этому времени он уже широко бытовал там, распространяемый бухарскими купцами. Однако в качестве государственной религии не утвердился: хазарские правители рассматривали его как религию своих врагов и в противовес ему пытались опереться на иудаизм. Распад Халифата как централизованной системы политической власти в IX в. привел к прекращению широкой военной экспансии, однако распространение ислама к северу от завоеванных территорий происходило в связи с расширением торговых и хозяйственных связей между Ближним и Средним Востоком и регионами Центральной Евразии, в том числе и Русью. Первыми мусульманами для жителей Руси были, по-видимому, хазары, среди которых ислам был распространен наряду с иудаизмом, христианством и языческими верованиями. Хазарский каганат, образовавшийся в первой половине VII в., к VIII в. занял обширные пространства в бассейне Дона, в Предкавказье и Приазовье. Особое место в истории взаимоотношений Руси с мусульманским миром занимают волжские (камские) булгары, с которыми у русских были наиболее длительные контакты. К IX в. булгары были уже знакомы с суннитским (см. Сунниты) исламом ханафитского (см. Ханафиты) мазхаба, который получил распространение в Среднем Поволжье благодаря транзитной торговле со Средней Азией. Официальное принятие ислама в Волжско-Камской Булгарии датируется 922 г., когда ко двору булгарского хана Алмуша прибыло посольство багдадского халифа ал-Муктадира, в составе которого находился Ахмад ибн Фадлан, оставивший описание своего путешествия. Сын объединителя булгарских племен царя Шилки Алмуш, стремясь освободиться от хазарской зависимости, вступил в союз с Багдадским халифатом, а приезд багдадского посольства способствовал только официальному закреплению статуса ислама в стране, стремившейся опереться на поддержку Халифата в борьбе против хазар. Однако с утверждением ислама начинается расцвет Булгарского государства, а ее значение как центра исламской культуры сохраняется и после разгрома царства монголо-татарами в 1236–1238 гг. Хотя столица Волжко-Камской Булгарии (г. Биляр) была разрушена и не восстанавливалась, другие культурные и религиозные центры Булгарии сохранились, интегрировавшись в состав нового государства – Золотой Орды. Это произошло и с первой столицей Булгарии (г. Булгар), которая сохраняла свое значение вплоть до ее разрушения в 1431 г. московским войском.



 
PR-CY.ru