ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ - Страница 7

Помимо перечисленного, есть и другие сочинения Ибн Ханбаля, посвящённые различным аспектам идеологии ханбализма. В «Опровержении джахмитов и зиндиков» Ибн Ханбаль с многочисленными ссылками на Коран и Сунну объясняет сущность проблемы божественного бытия и происхождения Корана, критикует мутазилитские взгляды. Ханбалиты отрицали любые нововведения в области вероучения и права. Ханбализм выразил взгляды наиболее консервативной части мусульманского общества (ахль аль-хадис), которые видели угрозу в распространении рационалистических идей калама. Противниками ханбалитов оказались все доктрины и учения, основанные на разуме. Ханбалит аль-Барбахари писал: «Знай, безбожия, неверий, сомнений, осуждаемых новшеств, заблуждений в вере не было бы, если бы не калам». Когда в VIII в. из-за влияния христианских учений среди мусульманских богословов возникли споры о природе и атрибутах Аллаха, ханбалиты вместе с захитиами стали настаивать на буквальном понимании «антропоморфистских» аятов Корана. Другие школы потребовали слепой веры в Коран без каких-либо разъяснений. Сторонников буквального понимания стали называть «мушаббихитами» («уподобляющие»), признавших божественные атрибуты – «сифатитами», а отрицавших наличие атрибутов у Аллаха мутазилитов – «му’аттилитами» («лишающие», «отрицающие»). Идеологи ханбалитского мазхаба выдвинули идею очищения религии через обращение к Сунне пророка Мухаммеда как к авторитетному источнику исламского вероучения. Ранние ханбалитские сочинения отразили важный этап развития концепции Сунны, которую они объявили тафсиром Корана («ас-сунна туфассиру-ль-Кур’ан»). Они подняли авторитет хадисов почти до уровня текста Корана, утверждая, что их необходимо принимать на веру, исходя из принципа «би-ла кайфа» (не задавая вопроса «как?»). Ханбалиты объявили Сунну главным критерием определения истинности веры мусульманина. В IX–X вв. ханбалиты одними из первых систематизировали традиционалистское вероучение; создали ряд разных по жанру работ по акиде, хадисоведению, а также специальные богословские сочинения и сборники суждений ханбалитских авторитетов. В них была представлена традиционалистская доксография, рассматривались ключевые вопросы социально-политической организации общества, излагались общие и частные положения традиционалистской интерпретации основ веры и права, истории мусульманской общины. В отличие от мутазилитских догматов, носивших элитарный характер и ориентированных на образованную часть общества, для ханбалитов были характерны простота и доступность догматических представлений. Xанбалиты выступили против как буквального (’аля захирихи), так и аллегорического толкования Корана и Сунны. В политическом плане учение Ахмада ибн Ханбаля, согласно ортодоксальным нормам ислама, проповедует терпимость к власть имущим, даже если правитель мусульман является явным нечестивцем и грешником. Ахмад ибн Ханбаль призывал к воздержанию от публичной критики халифов и от восстания против них, поскольку обратное могло привести к неприемлемому расколу в мусульманском обществе и анархии в государстве. Представители ханбалитского мазхаба осуждали участие в смутах (фитна) и считали, что для восстановления порядка лучше всего выступить с наставлением (насиха) перед её руководителями и рядовыми членами.

 



 
PR-CY.ru