ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ - Страница 6

После XIV в. у ханбалитского мазхаба стало ещё меньше последователей, но появление ваххабитов в XVIII в. привело к возрождению школы (хотя многие ханбалитские улемы не поддержали Ибн Абд аль-Ваххаба). В Саудовской Аравии и Катаре, официальной доктриной которых является ханбалитский мазхаб, продолжается демографический взрыв, начавшийся в 1970–1980 гг. Совокупное население двух стран на данный момент (2018 г.) составляет более 36 млн. человек. Правда, доподлинно не известно, какая часть населения этих стран причисляет себя к последователям школы Ибн Ханбаля: в официальных статистических данных не учитывается религиозная принадлежность жителей. По приблизительным данным, около 90 % саудовцев и 67,7 % катарцев являются суннитами, среди которых есть не только ханбалиты, но и последователи трёх других мазхабов – маликитского, шафиитского и ханафитского. Также плодородной почвой для распространения ханбализма стали консервативные эмираты Рас-эль-Хайма и Шарджа в составе Объединённых Арабских Эмиратов, находящиеся под управлением выходцев из рода Аль-Касими. Помимо упомянутых стран, общины представителей этой школы есть в Кувейте, Бахрейне и Омане (Джаалан, регион Эш-Шаркия). Незначительное число ханбалитов живёт в Ираке, Сирии, Египте, Палестине и Афганистане. Относительно малое число последователей ханбалитского мазхаба по сравнению с остальными суннитскими школами и даже отсутствие таковых в некоторых мусульманских регионах исследователи объясняют несколькими причинами: ханбализм сформировался позднее других мазхабов и ко времени его появления большая часть мусульман уже причисляла себя к определённому мазхабу; до прихода Саудитов к власти в Аравии на протяжении всей мусульманской истории ни одно государство на официальном уровне не поддерживало ханбалитский мазхаб (в то время как правители Магриба и мусульманской Испании поддерживали маликитов, Аббасидский халифат, сельджукиды, зангиды и Османская империя поддерживали ханафитов, а Айюбиды и Мамлюки – шафиитов); подавляющее большинство ханбалитских богословов и правоведов не стремилось к государственной службе и всячески сторонилось политических интриг; ханбалитский мазхаб отличается от других школ крайней степенью консерватизма, которое иногда принимало весьма радикальные формы. В отличие от других суннитских мазхабов, ханбализм возник как религиозно-политическое движение, а затем уже оформился в догматико-правовую школу. Он сформировался во время острого социально-политического кризиса в Аббасидском халифате в IX в., когда признание принципа мутазилитов о «сотворённости Корана» стало тестом на лояльность к правящему халифу аль-Мамуну. Ахмад ибн Ханбаль отказался соглашаться с этим тезисом и стал жертвой так называемой михны. Ханбалитская идеология изложена в акидах – «символах веры», которые были типичными для религиозно-правовых школ того времени. Самыми важными из них являются шесть акид, принадлежащих перу Ахмада ибн Ханбаля. «Акидой №1» называется труд «Китаб ас-Сунна», «акидой №2» – самая короткая акида, переданная аль-Хасаном ибн Исмаилом ар-Рабаи, «акидой №4» – небольшой труд «Сифат аль-Мумин», «акидой №6» – письмо басрийцу Мусаддаду ибн Мусархаду, написанное во времена михны.

 



 
PR-CY.ru