ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ - Страница 11

Священные тексты (насс), т.е. Коран и Сунна пророка Мухаммеда. При наличии недвусмысленных нассов ханбалитский мазхаб запрещает обращаться к другим источникам. При наличии противоречащих друг другу мнений сподвижников пророка Мухаммеда по различным вопросам следовало обратиться к тому из них, кто наиболее близок к Корану и Сунне. Хадисы-мурсал и хадисы-даиф. Ахмад ибн Ханбал считал правомочным использование тех хадисов, в иснаде которых присутствует отсутствующее звено в виде одного из сподвижников, так называемых хадисов-мурсал. Он также дозволял ссылаться на слабые (даиф) хадисы, подложность которых не доказана. Если проблему не удавалось решить предыдущими четырьмя способами, Ахмад ибн Ханбаль прибегал к методу аналогии (кияс) текущего вопроса с уже имеющими решение проблемами. Он также применял метод истислаха. Иджма – единогласный вывод разных поколений правоведов по поводу какого-либо вопроса. Ахмад ибн Ханбаль признавал два типа иджмы: Главная иджма – единственное мнение сподвижников пророка по поводу рассматриваемого вопроса. Эта мысль является безусловным доказательством, поскольку, согласно Ибн Ханбалю, сподвижники всегда действовали в полном соответствии с Кораном и Сунной Мухаммеда. Второстепенная иджма – если вопрос всем ясен, и нет противоречащего мнения по этой проблеме, то это считается доказательством. Истисхаб – фетва считается действительной до тех пор, пока не будет найдено новое доказательство, и не будет вынесено соответствующее решение. Ханбалиты отличаются строгостью в соблюдении правовых и обрядовых норм шариата. Помимо отличий в источниках права, разные школы по-разному трактуют некоторые положения связанные с ибадатами: в отличие от маликитского мазхаба, тааввуз, т.е. произношение слов «а’узу би-Ллахи мин-аш-Шайтани-р-раджим» во время совершения первого ракаата намаза у ханбалитов является суннатом. В отличие от шафиитов и маликитов, произношение басмалы перед чтением суры аль-Фатиха в намазе у ханбалитов считается суннатом. Ханбалиты, в отличие от маликитов и шафиитов, не считают мандуб и суннат разными понятиями. Ханбалиты считают произношение молитв «Субхана Рабби-аль-А’ля» и «Субхана Рабби-аль-’Азим» во время поясного и земного поклона ваджибом, когда как маликиты считают это мандубом, а ханафиты и шафииты – суннатом. Ханбалиты, ханафиты и шафииты считают, что при совершении земного поклона сначала следует опустить колени, а затем уже другие части тела, а маликиты утверждают, что колени следует опускать в последнюю очередь. Шафииты считают, что кровотечение не нарушает омовение (вуду), ханафиты и ханбалиты считают, что нарушает. При этом ханбалиты добавляют, что кровотечение должно быть значительным и обильным, и определяется человеком самостоятельно.



 
PR-CY.ru