ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ - Страница 5

По словам ас-Суюти, столь поздний приход ханбализма на земли Египта объясняется тем, что этому мешали шииты-исмаилиты, которые до этого правили Египтом. Во времена суннитов Айюбидов ханбалитский мазхаб (ровно как и ханафитский мазхаб) не получил особого распространения в Египте. Сирия и Палестина под властью мамлюков, сменивших Айюбидов, стали центром активной деятельности ханбалитов. Возвышение ханбалитского мазхаба в период ранних мамлюков связано с именем Ибн Таймии, его ученика Ибн Каййима и ученика Ибн Каййима Ибн Раджаба. Исследователи полагают, что критика Ибн Таймии Аристотелевской логики является самым значительным произведением Средневековья, которое в последнее время стало объектом тщательного исследования. Ситуация в Египте изменилась, когда мамлюкский султан Бейбарс I назначил четырёх верховных шариатских судей (кади) от каждого суннитского мазхаба (1266 г.), однако ведущую роль в Мамлюкском государстве всё равно играл шафиитский мазхаб, а затем уже все остальные школы. Первым ханбалитским кадием Египта стал Мухаммад ибн Ибрахим аль-Джаммаили аль-Макдиси (ум. в 1277 г.), а период расцвета ханбализма пришёлся на время судейства Муваффак ад-Дина аль-Хаджжави (1292–1367 гг.). С XIV века начался упадок ханбалитского мазхаба в Леванте. По словам Ибн Бадрана ад-Димашки (ум. в 1927 г.), многие приверженцы ханбалитского мазхаба стали следовать официально признанным школам, чтобы получить возможность занимать государственные должности. После завоевания Египта Османской империей государственным мазхабом стала ханафитская школа. К XX в. количество ханбалитов в Египте сильно уменьшилось: 1906 г. из 312 шейхов университета аль-Азхар и 9069 студентов только три шейха преподавали по ханбалитскому мазхабу, и лишь 28 студентов обучалось у них. В Новое время идеи ханбалитов об «обновлении» ислама посредством обращения к Сунне Мухаммеда были возрождены представителями религиозного реформаторства в лице ваххабитов. Распространение ханбализма в оазисах Неджда – явление феноменальное. Оторванная от Ближнего Востока Центральная Аравия по уровню общественного устройства недалеко ушла от Хиджаза во времена зарождения ислама, и ханбализм, признававший в принципе только ранний ислам, в целом удовлетворял потребности центрально-аравийского общества XVIII в. Благодаря хаджу, на который ежегодно собираются мусульмане всего мира, ханбализм значительно повлиял на исламские возрожденческие и реформаторские движения в Египте, Сирии, Индонезии и некоторых частях Южной Азии. Модифицированное ханбалитское учение было воспринято радикальными исламистами о многих частях мира. Идеи ханбализма повлияли на реформаторское движение салафитов. На сегодняшний день ханбалитский мазхаб является официальной доктриной в двух странах – Саудовской Аравии и Катаре. По словам Ибн Хальдуна (XIV в.) в его «Мукаддиме», малочисленные ханбалиты получили наибольшее распространение на территории Леванта и Ирака (Багдад и его окрестности). Некоторое влияние ханбалиты имели в городах Мавераннахра и в Египте, особенно во времена Ибн Таймии.

 



 
PR-CY.ru