ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 15

Жировицкий Ирмологион – первый известный исследователям памятник ХVII в., в который вошла богатейшая коллекция песнопений «болгарского напелу», как циклы («Бог Господь» с тропарями, богородичны догматики, евангельские стихиры, припевы, троичны), так и отдельные песнопения (неизменяемые из Обихода, некоторые седальны, степенны четвёртого гласа, до сорока стихир из Минеи и Триоди, некоторые каноны). Болгарская коллекция дополняется двумя редчайшими сербскими песнопениями – херувимской (известной только по этой версии и не имеющей аналогов в болгарском репертуаре) и более популярным причастным стихом «Хвалите Господа с небес», спутником известной болгарской редакции (Исторический музей). Песнопение «Достойно есть» помещено в двух версиях, что является редкостью (в рядовых украинских и белорусских Ирмологионах есть или одно песнопение, или ни одного в случае принятого устного исполнения) и может быть связано, по мнению исследователей, с освящением монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот текст кроме «болгарского» напева озвучен также «вел(иким)» напевом того же стиля. Два редких образца песнопения «Да исполнятся уста наша» по типу мелодики, как полагают исследователи, также восходят к болгарскому напеву, хотя при составлении рукописи они не получили названия, а были озаглавлены значительно позже (почерк конца ХVIII в.) как «украинское» и «белорусское». Так был передан поздний взгляд на места бытования этих напевов, не отражавший их реального родства с болгаро-греческими (очень редко фиксируемыми) версиями. По редакции текстов и нотной записи песнопений Жировицкий Ирмологион опережает синхронные ему памятники: хомония выявлена уже в угасающей стадии, а киевская нотация представлена нарочитой «квадратной» формой (тогда как в других Ирмологионах этого времени ещё соседствуют раздельноречие и «облегчённое» штриховидное письмо). В тексте этого памятника исследователи видят стремление сократить ряд песнопений на письме: так, в 24 песнопениях на месте фитных распевов проставлено 33 знака фиты, что для юго-западнорусских ирмологийных текстов XVII в. является средним числом. В ирмосах второго гласа фитные распевы взяты в квадратные скобки (этот же принцип позднее был использован в графике старопечатного Львовского Ирмологиона 1709 г.). Подход к исполнению фитных распевов в песнопениях мог быть разным: их исполняли либо по памяти, либо по другой записи этих же фит в тексте Ирмологиона, но исследователи не исключают, что при пении их могли опускать, сокращая общее время исполнения песнопения. В тексте Жировицкого Ирмологиона сохраняются и отдельные архаические элементы письма (цефаутный ключ на нижней линии, мутации).

 



 
PR-CY.ru