ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 13

С 1992 г. в связи с возрождением на территории Гродненской области самостоятельных епархий Жировицкий монастырь имеет статус ставропигиального и подчиняется непосредственно Патриаршему экзарху всея Беларуси. Жировицкий монастырь посещали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (16 июня 1991 г. и 20 мая 2002 г.), предстоятели поместных православных церквей – Митрополит всей Америки и Канады Феодосий (Лазор), митрополиты Варшавские и всей Польши Василий и Савва, митрополиты Чешских земель и Словакии Николай и Христофор, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и др. Монастырский комплекс внесён в список историко-культурного наследия республиканского значения. Жировицкий монастырь является духовным центром Белорусского Экзархата и самой крупной мужской обителью в Республике Беларусь (более 40 насельников). К началу XXI в. старейшим насельником Жировицкого монастыря был схиархимандрит Митрофан (Ильин; 1915–2006 гг.). Певческая традиция Жировицкого монастыря – одна из наиболее богатых в Белоруссии, прошла в своём развитии несколько этапов в соответствии с общей историей Белорусской церкви и конфессиональной принадлежностью обители. В конце ХV–ХVI в. здесь развивалась традиция православного пения, типичная для певческой культуры Юго-Западной Руси. Поскольку нотированные памятники того времени до нас не дошли, ранний этап истории пения монастыря отражён в более позднем Ирмологионе (украинско-белорусском нотолинейном сборнике смешанного состава), как принято считать, Жировицком (1620 гг.; небольшая часть текстов – 1640 гг., до 1649 г., согласно датировке Л.А. Дубровиной). Этот выдающийся певческий памятник представляет раннюю традицию белорусского греко-католического пения, не имевшую в то время принципиальных отличий от православной, появившихся в униатском репертуаре впоследствии. После насильственного обращения в унию традиционный репертуар монастыря был сохранён и несколько расширен, причём появившиеся в его репертуаре песнопения были также связаны с православной традицией (повторяются в сборниках православных обителей того времени). В случае отсутствия в Ирмологионе послесловия «Сказание о Римстей Пасце» и дарственной записи принадлежность книги к униатской среде исследователям было бы определить сложно. Традиционными, восходящими к знаменному пению Юго-Западной Руси являются изложенные в четырёх разделах сборника песнопения Обихода, Октоиха (стихиры, ирмосы, подобны), Минеи и включённой в годовой круг Триоди.

 



 
PR-CY.ru