ВХОД - Страница 3

Действие принесения Даров упоминается в наиболее ранних описаниях литургийного чина, но в виде торжественной процессии оно описано в памятниках не ранее конца IV в. Древнейший известный рассказ о такой процессии содержится в 15-й гомилии епископа Феодора Мопсуестийского (около 392 г.). Феодор даёт и символическое толкование этой процессии: по его мнению, она указывает на погребальное шествие с Телом Христа ко Гробу. Определяющим для формирования константинопольского порядка великого входа было то, что начиная с IV–VI вв. и до распространения в послеиконоборческое время богослужения монастырского типа обычным местом приготовления Даров в константинопольской практике был не тот или иной компартимент храма, а отдельное от храма здание – скевофилакий (сосудохранительница). Великий вход начинался с того, что после окончания литургии оглашенных часть священнослужителей, выйдя из храма через боковые двери, отправлялись в скевофилакий за Дарами; оставшиеся в храме предстоятель с частью сослужащих читали молитвы accessus ad altare (приступания к св. престолу) и омывали руки. Взяв Дары и необходимые для службы сосуды и покровы (в том числе воздух), священнослужители возвращались из скевофилакия через боковые двери в храм, где их встречали свещеносцы (если на службе присутствовал император, он мог участвовать в процессии, держа свечу и кадило). Пройдя по солее, клирики с Дарами и прочим приближались к св. вратам, где их встречал предстоятель, принимавший у них Дары и поставлявший их на св. престол; всё завершалось молитвословиями. Хор во всё время шествия с Дарами по храму первоначально пел, как полагают исследователи, соответствующие псалмы, уже с VI–VII вв. вытесненные херувимскими песнями (которые, как полагают исследователи, возникли как припевы к псалмам, но достаточно скоро начали употребляться самостоятельно). В послеиконоборческое время обычным местом приготовления Даров стала приалтарная апсида или просто алтарь, поэтому великий вход из обряда принесения Даров в храм извне превратился в символическое шествие с приготовленными Дарами от жертвенника в приалтарной апсиде или в алтаре через северные двери и обратно в алтарь через св. врата для поставления Даров на св. престол. Такие архаичные элементы великого входа, как умовение рук предстоятелем и неучастие его в шествии (предстоятель встречает Дары в св. вратах), сохранились в последующие века только в чине архиерейской литургии. Согласно установленному ныне порядку, приготовление св. престола к принятию Даров начинается ещё до великого входа с того, что предстоятель разворачивает антиминс во время ектений сугубой и об оглашенных; до XVII в. разворачивали только илитон (антиминс находился под облачениями св. престола) во время ектений верных. После окончания ектений верных (во время которых при архиерейском служении обычно происходит умовение рук епископом) св. врата отверзаются, если они были затворены, и хор начинает пение херувимской песни. Дьякон (в греческой практике – предстоятель) с чтением про себя Пс. 50 кадит св. престол, алтарь, иконостас, священнослужителей и народ, а предстоятель читает молитву «Никтоже достоин».

 



 
PR-CY.ru