ВХОД - Страница 8

После входа читалось Евангелие, произносились ектения и отпуст; Симеон Солунский считал, что этот вход символизирует Воскресение Христово. В послеиконоборческом византийском монастырском богослужении утреня в отличие от праздничной вечерни не получила чина входа. Однако уже в самых ранних редакциях Студийского устава указано совершение утреннего входа на службе Великой субботы; со временем утренний вход также вошёл в состав служб Крестопоклонной недели и праздников Происхождения Честных Древ (1 августа) и Воздвижения Креста Господня (14 сентября). Тем не менее, в древнерусской практике, несмотря на то что она основывалась на Студийском уставе, утренние входы совершались во весь год по воскресеньям. В XVI – середине XVII вв. на такие входы собиралось почти всё духовенство города. В отличие от вечернего на утреннем входе процессия совершалась с запрестольным крестом и Евангелием. Епископ стоял в храме на архиерейском амвоне, куда он переходил после пения канона со своего обычного места у правого клироса. Протодьякон подавал ему для целования Евангелие, которое затем относил в алтарь. Священники совершали вход в алтарь; завершалось пение Трисвятого и (с повторами) исполнялся воскресный тропарь после Трисвятого. Затем дьякон произносил утренний воскресный прокимен (не возглашая «Всякое дыхание»), после чего старший священник выносил Евангелие на амвон, читал его, подносил для целования епископу и снова возвращал в алтарь. Таким образом, на воскресной утрене были два евангельских чтения, перед каноном и после великого славословия: первое чтение – рядового святого (если же святой не имел своего евангельского чтения, то читалось общее Богородичное Евангелие), второе – воскресное. Как видят исследователи из Новгородского и Холмогорского Чиновников, соборные утренние входы не совершались лишь в период Пятидесятницы; в Москве утренние входы не совершались также в период пения Постной Триоди. Однако в 1653 г. патриарх Никон, боровшийся за унификацию греческой и русской практик, распорядился об отмене воскресных утренних входов. В современной практике утренний вход сохранился в чинах утрени в Великую субботу, на Крестопоклонную неделю, на праздники Происхождения Честных Древ и Воздвижения Креста Господня (во все эти дни он связан с выносом святыни – плащаницы или креста); древнерусская традиция воскресных утренних входов, являющаяся следом соборного богослужения Византии, известна только у старообрядцев и единоверцев (где воскресный утренний вход и два евангельских чтения бывают при совпадениях Богородичных и храмовых праздников с воскресным днём). Свои чины входа, как в составе литургии, так и в составе некоторых служб суточного круга, есть и в невизантийских литургических традициях.



 
PR-CY.ru