ВХОД - Страница 2

Дойдя до св. врат или до архиерейского амвона, процессия останавливается, и дьякон с Евангелием, указывая орарем в сторону алтаря, говорит предстоятелю: «Благослови, Владыко, святой вход». Тот, благословляя в сторону алтаря, произносит: «Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков» (мн.ч. «святых» здесь может быть как среднего, так и мужского рода, т.е. может быть понято или как указание на храм («благословен вход Твоего святилища»), или как указание на входящих в храм людей). Затем, когда хор закончит пение третьего антифона, дьякон возвышает Евангелие (обычно творя им знак креста) и возглашает: «Премудрость, прости». Поётся (дьяконом и хором или только хором; при архиерейской службе – попеременно священнослужителями и хором) входной стих, и священнослужители входят через св. врата в алтарь; дьякон полагает Евангелие на св. престол, и все священнослужители прикладываются ко св. престолу. Последним входит предстоятель, приложившись сначала к обоим образам у столпцов св. врат (к одной из этих икон во время входа попарно каждый со своей стороны прикладываются и сослужащие священники) и благословив свещеносцев. При архиерейском богослужении после малого входа архиерей совершает каждение, что является следом древней практики – это каждение некогда было начальным каждением храма при входе в него. В тех случаях, когда литургия совершается на вечерне (в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в праздник Благовещения, если те приходятся не на субботу или воскресенье; в Великие четверг и субботу; за литургией преждеосвящённых Даров), роль малого входа выполняет вход вечерни. Лучшим исследованием об истории развития византийского чина малого входа до настоящего времени остаётся монография Хуана Матеоса, основные выводы которого повторены в работах Николая Дмитриевича Успенского и Хью Уайбру. Как и другие моменты литургии, малый вход получил символические интерпретации в классических византийских литургических комментариях. Максим Исповедник усматривает в нём указание на Боговоплощение и шире – на всё домостроительство совершённого Христом спасения, а также на обращение людей от греха к праведности. В «Церковной истории» Псевдо-Германа (VIII в.) малый вход объясняется как знак пришествия в мир Сына Божия в Боговоплощении. Николай и Феодор Андидские видят в малом входе символ Крещения Господня; Николай Кавасила – указание на явление Христа; Симеон Солунский понимает малый вход как знак участия ангелов в служении Христа и в совершении литургии, а также видит в этом символ Воскресения Господа. Великий вход совершается в начальной части литургии верных – сразу после отпуста оглашенных и возглашения ектений верных. С раннехристианских времён начальная часть литургии верных включала принесение евхаристических Даров на св. трапезу и подготовку предстоятеля и сослужащих к совершению таинства. В византийском чине литургии оба этих действия соединились в моменте великого входа (в отличие, например, от древнего иерусалимского чина литургии апостола Иакова, где умовение рук (т.е. подготовка к совершению таинства) и принесение Даров – это разные моменты литургии, сопровождаемые каждый своим песнопением), который поэтому приобрёл сложный порядок.

 



 
PR-CY.ru