ВХОД - Страница 7

Впереди идут свещеносцы, затем дьякон с кадильницей и священники. Предстоятель становится напротив св. врат, а дьякон – справа от него. Священник про себя читает молитву вечернего входа, дьякон предваряет чтение молитвы негромким призывом, покадив иконы у св. врат и предстоятеля, указывая орарем к св. вратам, произносит: «Благослови, Владыко, святой вход». Священник крестообразно благословляет рукой к востоку, говоря: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно во веки веков». После окончания пения стихиры дьякон, начертав кадильницей крест посредине св. врат, возглашает: «Премудрость, прости», входит в алтарь и кадит св. престол и входящих. За ним следом входит священник, приложившись к образам на столбцах св. врат (при сослужении нескольких иереев сначала попарно входят сослужащие иереи, каждый со своей стороны, в конце – предстоятель) и благословив свещеносцев рукой, что также подчёркивает связь вечернего входа с древним чином благословения вечернего света. В это время хор поёт «Свете тихий». Приложившись к престолу, священник и дьякон идут к горнему месту и, поклонившись, встают лицом к западу; следуют преподание мира и прокимен. При участии в службе архиерея на вход он обычно не выходит, но благословляет священнослужителей из алтаря рукой; при совершении литургии преждеосвящённых Даров вечерний вход происходит по чину малого входа литургии (но без Евангелия, если оно не читается; роль входного стиха выполняет «Свете тихий»). В греческой практике для совершения вечернего входа клирики выходят не к св. вратам, а на середину храма; вход происходит не во время пения «Свете тихий», а после окончания этого гимна (который обычно поют священнослужители). Молитва вечернего входа происходит из константинопольского песненного последования, где она была молитвой антифона из Пс. 140. В некоторых рукописях встречается альтернативная молитва: «Входу нашему, Христе Боже...» С большой торжественностью вечерний вход совершался на Руси до XVII в. Так, в московском Успенском, новгородском Софийском и некоторых других соборах в вечернем входе по воскресеньям и праздникам должны были участвовать все городские священники и дьяконы. В старой русской практике «Свете тихий» запевал дьякон. Согласно Симеону Солунскому, вечерний вход символизирует пришествие в мир, сошествие во ад и Вознесение Сына Божия. В кафедральном константинопольском богослужении IX–XII вв. на утрене в праздничные и воскресные дни после третьего из трёх неизменяемых антифонов, которым было великое славословие, совершался вход духовенства в алтарь, сопровождавшийся традиционным византийским входным песнопением – Трисвятым (в IV–VI вв. оно использовалось и при входе в начале литургии).

 



 
PR-CY.ru