ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович - Страница 3

Разделяя присущий философии начала XX в. персонализм и разрабатывая собственную концепцию Абсолюта, Б.П. Вышеславцев, хотя и относил своё учение к «христианскому платонизму», тем не менее, сосредоточил внимание преимущественно на религиозно-философской антропологии, этической, социальной и правовой проблематике, в то время как онтологию и связанную с ней гносеологию наметил лишь в общих чертах. В отличие от Н.А. Бердяева, с которым его связывали дружеские отношения и принадлежность к персонализму, Б.П. Вышеславцеву не удалось создать цельную философскую систему; его философия складывалась в течение длительного времени, не испытывала недостатка в идеях, но при отсутствии логических связей между составляющими её частями так и не обрела внутреннего единства. К тому же его учение оказалось подверженным многочисленным влияниям: сначала немецкого идеализм в лице Иоганна Готлиба Фихте и Иммануила Канта, затем Платон и современная философия (Анри Луи Бергсон, Н.А. Бердяев, Макс Шелер, Николай фон Гартман, Эдмунд Гуссерль) в существенном определили характер его философствования. Кроме собственно философских источников большое значение для формирования воззрений Б.П. Вышеславцева имели теории психоанализа Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, в меньшей степени – учение популяризатора индийской мистики в Европе Джидду Кришнамурти, антропософия Рудольфа Штайнера и др. Много общего обнаруживается у Б.П. Вышеславцева с автором «Мистической трилогии» Митрофаном Васильевичем Лодыженским, который писал о сердце, любви и сверхсознании – «большом разуме» человека, возрастающем только под действием Божественной благодати. Разнородные по составу и характеру привязанности Б.П. Вышеславцева не могли не отразиться отрицательным образом на его учении, тем более что некоторые положения современной ему философии и психологии принимались им без необходимой критической оценки. Специальную проблему представляет истолкование Б.П. Вышеславцевым христианства, Священного Писания и христианского богословия, некорректное употребление богословской терминологии, подмена богословской проблематики философской, а в некоторых случаях и естественнонаучной. Начало его пути связано с анализом немецкого идеализма, к которому он специально не возвращался, хотя и сохранял верность поставленным в трансцендентальной философии проблемам этики и Абсолюта. В историко-философском исследовании «Этика Фихте», не потерявшем научного значения до настоящего времени, Б.П. Вышеславцев рассматривал широкий круг вопросов, затрагивающих основные темы теоретической и практической философии от Иммануила Канта до Георга Вильгельма Фридриха Гегеля: учения о субъекте и объекте, свободе и необходимости, хозяйстве и государстве, праве и нравственности. Однако центральной темой исследования становится проблема соотношения рационального и иррационального в их отношении к Абсолюту. В «Этике Фихте» дано одно из лучших в русской литературе обзорных исследований проблемы Абсолюта в философии Плотина, Николая Кузанского, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля и Георга Кантора.

 



 
PR-CY.ru