ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович - Страница 6

Воспринимая основное понятие психоанализа («либидо») как результат естественнонаучного исследования, Б.П. Вышеславцев считал, что оно может быть перенесено на почву религиозно-философской антропологии без ущерба для последней. Хотя его толкование отличалось от теории Зигмунда Фрейда, Б.П. Вышеславцев сохранил понимание «либидо» как бессознательной любовной энергии; без этого была бы невозможна сама концепция «преображения Эроса». При этом он нигде подробно не обсуждает вопрос, создал ли Бог человека с этим «либидо», или оно есть следствие грехопадения. Критикуя Зигмунда Фрейда, Б.П. Вышеславцев усматривал его ошибку в «игре на понижении», в редуцировании высших форм сознания к низшим – к бессознательному, а также в неправильном понимании сублимации как изменения направления энергии на другие объекты (безотносительно к их ценности). С формальной точки зрения понимание сублимации у Б.П. Вышеславцева представляет собой всё то же изменение направления «либидо» (любви), только снизу вверх, и при непременном действии на нас Божественной благодати. Он выделял следующие степени сублимации Эроса под действием благодати: «1. Подсознательное «либидо», сексуальность… преображается в божественный Эрос. 2. Гордость сверхсознательного богоподобного «Я» преображается и сублимируется в честь и славу Богосыновства, в Царство со Христом. 3. Свобода произвола сублимируется в свободу творчества…». Ссылаясь на «поток образов», истекающий из «космоса, от Бога и человека», Б.П. Вышеславцев особое место в процессе сублимации любви уделял воображению человека как силе «магической», «спасающей, преображающей и воскресающей». Понимая опасность «прелести», которая объяснялась им ложными образами и «неудачной сублимацией», Б.П. Вышеславцев пытался опереться на опыт православной аскетики, но по причине отсутствия в его учении темы церкви аскетика превращалась в набор правил, а философского обоснования способности воображения он не разработал. Собственно «оригинальным» в учении о «преображении Эроса» у него оказалось христианское учение о благодати, использованное в отношении к «либидо» как к бессознательной энергии любви, и возможность «преображения» либидо под действием Божественной благодати. За исключением учения о благодати, эту концепцию в той или иной форме можно найти у Платона в диалоге «Пир», у Людвига Фейербаха в учении о трансцендировании или переносе чувства «любви к другому я» на Бога, и даже у самого З. Фрейда, который в толкованиях религии объяснял её происхождение в том числе сублимацией «либидо». Тема подсознательного получила развитие в поздней статье «Бессмертие, перевоплощение и воскресение»; разделяя учение Карла Юнга о «коллективном бессознательном», Б.П. Вышеславцев писал, что «потенциально все души живут во мне и действуют», они «соединены нераздельно и неслиянно», что в подсознательном как в «хранилище» памяти присутствуют «все времена», и оно даёт «ключ к тайне предсказаний».

 



 
PR-CY.ru