ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович - Страница 5

Учение Б.П. Вышеславцева о всеединстве осталось неразработанным; отношение Бога к миру и человеку описывается им как отношение актуальной бесконечности к потенциальной бесконечности, при этом уровни мирового бытия, намеченные лишь схематически, рассматриваются с точки зрения человеческого познания. Согласно Б.П. Вышеславцеву, необходимо различать три формы бытия: пространственно-временной мир, в котором живёт человек; идеальный мир, как мир идей или «умных» сущностей, и непостижимое Абсолютное само по себе (Единое). По учению Б.П. Вышеславцева, трём типам бытия соответствуют две формы трансцендирования: первый «трансцензус» (или феноменологическая редукция) имеет отношение к преодолению мира явлений и постижению бытия смыслов (трансцендентного), второй «трансцензус» преодолевает идеальный мир трансцендентного и в мистическом соединении с абсолютным созерцает Абсолютное, Бога. Второй «трансцензус» Б.П. Вышеславцев считал путём, ведущим к «Бого-Человечеству». В статье «Образ Божий в существе человека» (1935 г.) Б.П. Вышеславцев, развивая свои попытки толкования Абсолюта в связи с христианским учением о Святой Троице, писал, что «архетип Отца является адекватным символом Абсолютного». Это утверждение исследователям трудно считать корректным не только с богословской точки зрения, но и в связи с учением самого Б.П. Вышеславцева о различиях между непостижимым Абсолютом и его символами. Попытки Б.П. Вышеславцева соединить апофатическое понимание Абсолюта с положительным учением христианства о Святой Троице были обречены на неудачу по причине искусственного и механического соединения философии и религии, философии и Божественного Откровения. Его религиозно-философская антропология имеет многослойный характер и включает учение о сердце, типологию уровней «Я», учение о плоти и душе и о личности («самости»). В разработке этих учений Б.П. Вышеславцев исходил из христианского понимания человека как сотворённого по образу и подобию Божию. Рассматривая проблему человека как богочеловеческую проблему и в связи с учением об Абсолюте, он отмечал, что человеческое бытие, «Я» (ego), – «абсолютоподобно, но не абсолютно (богоподобно, но не есть Бог)». Иррационально-непостижимому Абсолюту, полагал Б.П. Вышеславцев, соответствует иррациональная природа человека – «ego очевидно в своей бытийственной иррациональности». Важнейшая тема в его работах 1920 гг., тема «сердца», обсуждалась в русской философии П.Д. Юркевичем в книге «Сердце и его значение в духовной жизни, по учению слова Божия», затем в посвящённых его памяти работах Владимира Сергеевича Соловьёва и Густава Густавовича Шпета. Хотя Б.П. Вышеславцев утверждал, что П.Д. Юркевич всего лишь поставил проблему, однако, за исключением темы «закона и благодати», он следовал ему и рассматривал сердце как основу человеческого бытия, «центр личности», орган любви, религиозных переживаний и веры в Бога. Новым у Б.П. Вышеславцева было подчёркивание непостижимой глубины сердца, его иррациональности и мистической связи с бессознательным. В «Этике преображённого эроса» он даёт первую в русской философии христианскую трактовку психоанализа.

 



 
PR-CY.ru