ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877–1954 гг.) – русский философ. В 1899 г. окончил юридический факультет Московского университета, занимался адвокатурой. В 1902 г. вошёл в кружок Павла Ивановича Новгородцева. После сдачи магистерских экзаменов был направлен на двухгодичную стажировку в Германию и продолжал образование в Марбурге у Пауля Герхарда Наторпа и Германа (Иехезкеля) Когена. С 1906 г. читал после П.И. Новгородцева курс истории политических учений, преподавал в московском Коммерческом институте и Народном университете имени Альфонса Леоновича Шанявского; к этому же периоду относятся первые сочинения Б.П. Вышеславцева, написанные не без влияния учения об «общественном идеале» П.И. Новгородцева: «Несколько слов о миросозерцании Чичерина» (1906 г.) и «Обоснование социализма у Фихте» (1908 г.). Наиболее крупной его работой до эмиграции является магистерская диссертация «Этика Фихте: Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» (1914 г.), вызвавшая интерес и отклики в печати. В январе 1917 г. Б.П. Вышеславцев был избран экстраординарным профессором юридического факультета Московского университета, но в должности не был утверждён из-за политических событий. В 1922 г. выслан за границу; в Берлине становится активным участником Русской религиозно-философской академии (РРФА). Темы прочитанных лекций и докладов («Мировой кризис религии», «Русская стихия у Достоевского», «Христианство и социализм», «О консерватизме и радикализме истинном и ложном», «Религиозно-исторический путь еврейства») легли в основу ряда его последующих публикаций. В середине 1924 г. Б.П. Вышеславцев вошёл в состав братства Святой Софии; в 1925–1926 гг. совмещал участие в парижских заседаниях братства с публичными выступлениями в Берлине (лекция «О Достоевском») и чтением курсов лекций на тему «Социальная философия христианства» в берлинской РРФА (весенний семестр 1926 г.). Окончательно перебрался в Париж летом – осенью 1926 г. и совместно с Николаем Александровичем Бердяевым читал в РРФА курс лекций «Христианство и государство. Христианство и социальный вопрос», а с 1927 по 1943 гг. исполнял обязанности профессора нравственного богословия в Православном Богословском институте преподобного Сергия Радонежского в Париже. С 1925 по 1939 г. занимал пост заместителя главного редактора журнала «Путь» (совместно с Густавом Густавовичем Кульманом). Именно в этом журнале были опубликованы важнейшие статьи Б.П. Вышеславцева периода эмиграции. Примерно к середине 1920 гг. относится личное знакомство Б.П. Вышеславцева с Карлом Густавом Юнгом и рецепция русским философом юнгианской версии психоанализа. В 1930 гг. совместно с Эмилием Карловичем Метнером, а после смерти Э.К. Метнера в 1936 г. один осуществил четырёхтомное издание трудов К.Г. Юнга на русском языке. Б.П. Вышеславцев принимал участие в евразийских семинарах (1927 г., тема доклада – «Культура, политика и право»), в «новоградском» движении, сближаясь в ряде оценок с Георгием Петровичем Федотовым («Новый Град». 1932 г. № 2), в некоторых «закрытых» кружках и семинарах, в частности, протоиерея Сергия Булгакова об аскезе и культуре на квартире у Льва Александровича Зандера и Валентины Александровны Зандер 21 декабря 1933 г. (вместе с Владимиром Васильевичем Вейдле, Г.П. Федотовым, Борисом Ивановичем Сове, монахиней Марией (Скобцовой), Юлией Николаевной Рейтлингер, Василием Васильевичем Зеньковским, Владимиром Николаевичем Ильиным, Николаем Николаевичем Афанасьевым, монахиней Евдокией (Мещеряковой), Александрой Владимировной Оболенской; в монашестве Бландиной).

 



 
PR-CY.ru