ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 14

В пятую неделю после Пасхи и 16 августа из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой в часовню на месте явления иконы. Многие храмы епархии имели списки Нерукотворного образа Спасителя, наиболее почитавшиеся, помимо перечисленных, находились в Спасском соборе в Елабуге, в Успенском соборе в Яранске, в Крестовоздвиженском мужском монастыре в Слободском. В храме в селе Верховине хранился чудотворный образ Преображения Господня – «Спас Колотый» (не сохранился). По преданию, в 1609 г. марийцы-язычники напали на Верховино и вместе с другими вещами захватили икону Преображения, которую, расколов на три части, использовали вместо лавок в лодках, за что немедленно были поражены слепотой. Испугавшись, разбойники выбросили расколотые части образа в реку, однако не получили исцеления и были схвачены русскими крестьянами. Найденные в реке св. доски чудотворной иконы чудесным образом сложились. Храм в Верховине был возобновлён по грамоте Сарского и Подонского митрополита Ионы 22 сентября 1618 г. В Преображенском женском монастыре в Вятке находилась копия иконы Божьей Матери «В скорбех и печалех Утешение», привезённый в Вятку в 1865 г. с Афона и прославившейся чудотворениями (не сохранилась). Другой список с данного образа почитался в Христорождественском монастыре в Слободском, где ежегодно 11 мая совершался крестный ход с иконой. В Уржуме, в Спасском соборе, находилась икона Божьей Матери «Живоносный Источник», по преданию явившаяся близ города, на реке Белой (не сохранилась). В храме села Пышак хранилась чудотворная Раифская икона Божьей Матери, написанная на Афоне и пожертвованная на Вятку инокам новосозданной Раифской пустыни царём Фёдором Ивановичем. Икона почиталась также жителями соседних губерний – Костромской и Вологодской (современное местонахождение исследователям неизвестно). В Николаевской церкви Елабуги находилась икона святителя Николая, явившаяся в двух верстах от города Мамадыша (Казанская губерния), в овраге над источником, именуемым Святой Чашей; время её явления и перенесения в Елабугу, а также современное местонахождение исследователям неизвестны. В селе Понине Глазовского уезда хранились перенесённая с Афона икона Божьей Матери «Достойно есть», а также образ святителя Николая, по преданию присланный императрицей Елизаветой Петровной в дар удмуртам, когда они согласились принять христианство, ежегодно этот образ 9 мая с крестным ходом переносили в деревню Дондинскую, на место, где первоначально были крещены местные удмурты (не сохранился). В Троицком соборе, в Котельниче, пребывала икона преподобного Алексия, человека Божия, пожертвованная царём Алексеем Михайловичем (утрачена). В часовне в починке Липовском, в десяти верстах от села Боровица, находилась икона Соловецких чудотворцев, по преданию оставленная там монахами Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря, потому что была буря, и монахи не могли отплыть от этого места, пока не оставили икону. 27 сентября к часовне приходили многочисленные паломники (икона не сохранилась). В 1865 г. в Вятке, над Раздерихинским оврагом, на месте деревянной часовни («Устюжской») была построена каменная часовня во имя архангела Михаила (разрушена в 1925 г., восстановлена в 1999 г.). В четвёртую субботу после Пасхи в ней совершалось поминовение убитых в конце XIV в. вятчанами устюжан (по преданию пришедших к ним на помощь против марийцев и удмуртов, но принятых за врагов). В часовне хранился покаянный крест, установленный в 1592 г. на месте битвы (в настоящее время в Кировском областном художественном музее). В шести верстах от Орлова, на месте явления чудотворного образа Рождества Предтечи Христова Иоанна, была построена Монаховская часовня (ни икона, ни часовня не сохранились).

 



 
PR-CY.ru