ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 19

По одним летописным сведениям, новгородские ушкуйники основали Хлынов в 1374 г., по другим – новгородцы пришли на Вятку в 1181 г., основали Хлынов и ещё несколько поселений: «Новгородцы же со дружиною своею моляся Господу Богу и Пресвятой Богородице о показании места к созданию града… И на том богоизбранном месте в начале поставиша церковь во имя Воздвижения Креста Господня и град устроиша и нарекоша его Хлынов речки ради Хлыновицы». Первоначально город имел крепостные стены с башнями вокруг кремля, в 1662 г. городские укрепления были построены по новым границам посада, их ремонт и восстановление прекратили в конце XVIII в. В настоящее время осталось несколько фрагментов крепостного вала. Первоначальная застройка Хлынова имела радиальную планировку от стен кремля, после утверждения в последней четверти XVIII в. первого плана застройки город приобрёл регулярный вид. Основанный на высоком восточном берегу реки Вятки, он развивался в западном, южном и северном направлениях. Со времени основания первых русских поселений до второй половины XVII в. храмы и монастыри в Вятской епархии были деревянными, например, известный из летописных источников собор Трифонова Успенского монастыря в Хлынове (около 1595 г., сгорел в середине XVII в.). Сооружённый по инициативе игумена Трифона Вятского, храм представлял собой центрическое здание, основной шатровый объём которого был окружён пятью шатровыми приделами, т.е. по композиции напоминал московский собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Василия Блаженного) и был единственным многопрестольным храмом на Руси в конце XVI в. Старейшая из деревянных церковных построек, сохранившихся до настоящего времени, – надвратная Михаило-Архангельская часовня Верхочепецкого Богоявленского (Крестовоздвиженского) монастыря (ныне город Слободской), построенная преподобным Трифоном (1610–1614 гг.). Она находится на втором этаже воротной сторожевой башни, форма и расположение окон в ней типичны для оборонительных сооружений; несмотря на многочисленные перестройки, сохранился первоначальный интерьер (иконостас и утварь переданы в Кировский областной художественный музей). Восьмискатное покрытие с маленькой главкой и галерея восстановлены при реставрации в начале 1970 гг. по проекту Бориса Васильевича Гнедовского. Другой памятник деревянного зодчества, Спасо-Никольская церковь (1667 г.) Верхнемоломской пустыни (ныне в деревне Нижний Починок Опаринского района), представляет собой бревенчатый четверик с повалом, на высоком подклете, увенчанный главой, с трёх сторон к нему прирублено крытое гульбище, на которое ведёт высокое крыльцо с рундуком. Пятистенный алтарный прируб с востока покрыт «бочкой» с маленькой главкой. Многочисленные окна с решётками и резными наличниками, имитирующими формы каменного узорочья, относятся ко времени перестройки (1716 г.). Первые каменные сооружения работы московских мастеров (Троицкий собор (1676–1683 гг.) и архиерейские палаты) появились в конце XVII в. в Хлынове. Собор был типичным для конца XVII в. столпным храмом, но его первоначальные формы исследователям неизвестны, поскольку он был разобран в 1759 г.

 



 
PR-CY.ru