«САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА» - Страница 18

Поводом к установлению самостоятельности сына служили коммендация королю или знатному человеку, а также усыновление (лат. «adoptio») третьим лицом. Молодой человек, усыновлённый третьим лицом, не становился, как полагают исследователи, постоянным членом его семьи и передавался отцом третьему лицу, получившему некоторую власть над ним и оставлявшему его в своём доме, скорее всего, как полагают исследователи, чтобы этим отсутствием в отцовском доме более ясно и очевидно подчеркнуть окончание отцовской власти над сыном. «Салическая правда» создала также возможность прекратить семейные связи и принадлежность к роду, чем можно было освободить себя от рисков, связанных с солидарной ответственностью за высокие штрафы членов семьи, путём введения особой процедуры. Согласно титулу LX «О желающем отказаться от родства» тот, который хотел добиться такого результата, должен был явиться перед тунгином суда, сломать над своей головой три палки в четыре куска, бросить их на четыре стороны судебного места и торжественно заявить, что он отрекается от своих родственников по отношению к наследованию и другим правам и обязанностям. В результате этого акта закон устанавливал, что отрекшийся не мог больше пользоваться ни наследством, ни правом на виру в случае смерти или убийства какого-нибудь родственника в будущем. В случае же смерти или убийства самого отрекшегося его наследственное имущество или вергельд переходили в казну: «Если кто лишит жизни человека и, отдавши всё имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников, [которые поклянутся в том], что ни на земле, ни под землёю он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырёх углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать чрез свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родственником…». Вергельд, изначально представляющий собой материальный выкуп за убийство человека в целях избежания вражды родов, влёк двоякие последствия для семей жертвы и убийцы: право на получение вергельда, с одной стороны, и ответственность за вергельд, с другой. По «Салической правде», действовал следующий принцип деления вергельда между близкими и дальними родственниками убитого сородича: одну половину получали сыновья, другую – ближайшие родственники по отцовской и материнской линиям, а в случае их отсутствия эта половина переходила не к сыновьям, а к казне. «Салическая правда» толкует лишь случай с убийством отца. Капитулярий I имеет в виду тот же случай; хотя его текст исследователи считают сильно изуродованным, его содержание исследователи готовы установить следующим образом. Одна половина виры свободного, не имеющего отца, принадлежит сыновьям, одна четверть матери и последняя четверть трём ближайшим родственникам со стороны меча (т.е. отца) и трём ближайшим родственникам со стороны веретена (т.е. матери). Этим родственникам со стороны меча и веретена принадлежит половина виры, в случае, если матери уже нет в живых. Группа родственников со стороны меча и веретена, каждая в отдельности, делят виру между собой так, что ближайший из них получает две трети суммы, которая доставалась группе, следующий родственник получает от оставшейся трети опять две трети, так что последний получает третью треть от третьей трети общей доли; процедуру ответственности семьи за уплату виры устанавливал титул LVIII «О горсте земли» (лат. «De chrenecruda»).

 



 
PR-CY.ru