«САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА» - Страница 38

Решение считалось окончательным и не подлежало обжалованию в инстанционном порядке; в случае вынесения неправосудного решения предусматривалась не отмена решения, а наказание вынесших его лиц: за суд «не по закону» рахинбурги могли быть присуждены к штрафу. Наиболее явным доказательством считалась поимка на месте преступления с поличным. Доказательство преступления – так называемая твёрдая улика (лат. «certa probatio») – прикреплялось к преступнику (например, украденная вещь привязывалась вору на спину или на шею). В случае поимки с поличным обвиняемый терял право на предоставление ему срока для явки в суд: потерпевший имел право незамедлительно препроводить его к графу, который связывал его и доставлял в суд. К «certa probatio» относились и королевские грамоты. Рабы, обвинённые в преступлениях, подлежали пытке с целью вынуждения признания. В случаях, предусмотренных законом или обычаем, ответчику предоставлялась возможность очистить себя от обвинения, дав присягу в своей невиновности; вместе с обвиняемым, как правило, присягали его близкие – соприсяжники, число которых различалось в зависимости от дела – 12, 20, 25. Как отмечал учёный-правовед Михаил Александрович Чельцов-Бебутов, соприсяжники «отнюдь не являлись свидетелями в современном понимании этого термина: их присяга удостоверяла не наличие или отсутствие определённых фактов, связанных с событием преступления, которое рассматривал суд, а только их убеждение в том, что обвиняемый и его присяга достойны доверия». «Салическая правда» предусматривает Божий суд – испытание кипятком (так называемое испытание котелком или очищение водой), применявшееся к обвиняемому, который не мог выставить соприсяжников или «выкупить руку от котелка». Воду в котле доводили до кипения, бросали туда камень или кольцо, и обвиняемый должен был вытащить камень или кольцо обнажённой рукой. Если через некоторое время рука покрывалась волдырями, то испытуемый признавался виновным. Закон не знает судебного поединка, хотя некоторые исследователи, основываясь на положении титула LVI о «других законных способах» разрешения спора, полагают, что поединок допускался судебной практикой. Свидетельствие показания занимали во франкской системе доказательств одно из последних мест: «Салическая правда» упоминает о необходимости допросить свидетелей лишь в редких случаях, в частности, по делам о злонамеренной потраве угодий, о похищении чужого раба. За лжесвидетельство был установлен значительный штраф. Помимо так называемых судебных свидетелей существовала группа свидетелей (лат. «testes rogati»), которые специально приглашались при совершении определённых актов: заключении сделки, аффатомии, вызове в суд, уплате долга, удостоверении перед королём, что ответчик пренебрёг явкой в суд или не исполнил решения рахинбургов. «Testes rogati» специально приглашались в установленном «Салической правдой» числе, чтобы подтвердить факт совершения акта в их присутствии. Явка таких свидетелей признавалась обязательной: в случае неявки или нежелания дачи показаний под присягой они подлежали штрафу в 15 солидов – столько же, сколько платил лжесвидетель или неявившийся ответчик.



 
PR-CY.ru