«САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА» - Страница 16

Абсолютным препятствием к браку считалось и объявление лица «вне закона», поскольку оно исключало всякую правоспособность. Препятствием к браку являлось отсутствие личной свободы. Браки между несвободными не считались законными, а всякое сожительство такого рода в любое время могло быть расторгнуто владельцами рабов. Брачное сожительство между свободной и несвободным точно так же влекло за собой потерю свободы, как и сожительство свободного с чужой рабыней; для такого союза действовали принципы так называемого рабского брака, т.е. в этих случаях отсутствовали всякие юридические последствия законного брака, а дети, рождённые в таком сожительстве, были также несвободными. Нередкими были сожительства между свободными и их собственными рабынями, но такой союз не рассматривался как законный брак, а лишь как фактический брак неюридического характера. Между полусвободными не существовало препятствий к браку, но в то же время браки между свободными и полусвободными строго запрещались, а полусвободный даже подвергался смертной казни в случае похищения им свободной. По «Салической правде», существовало абсолютное препятствие к браку между близкими родственниками; согласно титулу XIII, брак такого рода рассматривается как преступный и подлежал расторжению, а дети от такого брака считались лишёнными прав наследования и нечестивыми (лат. «infamia notati»). Помолвка также действовала как препятствие к браку, поскольку создавала обязательственные отношения между женихом и невестой, и нарушитель помолвки мог быть присуждён к уплате штрафа наравне с любым другим вероломным должником. Брак с чужой невестой облагался сравнительно высоким штрафом в 63 солида, а согласно более позднему дополнению, закон обязывает к уплате 15 солидов жениху, невеста которого вступает в брак с другим. По отношению к чужеземцам допускался брак через умыкание как законный, но если речь шла о похищении соотечественницы, то это означало препятствие к браку независимо от связанных с этим санкций, поскольку такой союз не рассматривался как законный брак. Однако здесь предоставлялась возможность восстановления права, если похищенная признавала его в присутствии своих родственников и похитителя своим мужем. До вступления в брак имело место заключение помолвки, но из закона исследователи не видят, как она происходила. Из других источников исследователям известно, что в обручение входила сделка о брачном даре, а согласие невесты учитывалось лишь в том случае, если согласие на брак давал не отец или брат, а другой агнат; кроме того, из поздних текстов «Салической правды» исследователям известно о наличии обычая свадебного поезда. «Салическая правда» сообщает незначительные данные по отношению к вступлению в брак вдовы, которое происходило при вмешательстве в это дело судебного собрания. Председатель собрания должен был иметь при себе щит, и трое мужчин должны были предъявить три иска. Желающий жениться на вдове давал 3 солида и 1 денарий, после чего трое мужчин, выполнявших роль брачных свидетелей, проверяли, имеют ли эти деньги свой полный вес. После выполнения этой церемонии жених мог взять вдову замуж.

 



 
PR-CY.ru