«ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ» - Страница 8

Подписанный в Бендерах мирный акт («Бендерский акт»), оговаривавший условия примирения, лёг в основу дальнейших переговоров. Акт подтвердил отмену «Окружного послания», предписывал «все соборные постановления и сочинения, написанные после издания Окружного послания, укорительные друг против друга, оставить в забвении и впредь руководствоваться только Священ[ными] Писаниями, определениями свят[ых] соборов и учениями святых отец и книг, согласных учению св. Церкви». Подтверждалось также уничтожение «беспоповских тетрадей», указанных в «Окружном послании», и опровержение изложенного в них учения. Определения «Бендерского акта» в отношении имён Иисус и Исус, четырёхконечного креста, молитвословий за царя и приноса пятой просфоры соответствовали «Окружному посланию». Акт также предписывал «крещение Великороссийской Церкви признавать согласно 73 прав[илу] Карфагенского собора и других правил св. соборов и св. отец». Присоединившиеся к Московской архиепископии неокружнические епископы сохранили сан и остались на своих кафедрах. Часть неокружников во главе с епископом Иовом (Борисовым) отказалась от примирения. Причиной нового раздора в противоокружнической среде стало обсуждение закона 1906 г. о регистрации старообрядческих общин. Большинство неокружнических общин в Гуслице отказалось от регистрации, в 1906–1907 гг. здесь были поставлены на официальный учёт только две неокружнические общины: в Смолеве и Молокове (Центральный государственный архив Москвы). Об отказе от регистрации общин заявил Богородский епископ Даниил, а признание этого закона со стороны епископа Иова (Борисова) стало для Даниила поводом для отделения. Возникли третий раскол и третья иерархия – даниловцы, противостояние между ветвями противоокружнического раскола продолжилось в советские годы. В 1920 гг. в Гуслице жил неокружнический Московский епископ Филарет (ум. после 1930 г.). В мае 1922 г. к Московской архиепископии присоединился неокружнический епископ Рафаил (Воропаев), единолично рукоположённый незадолго до этого епископом Павлом (Туркиным), последователем епископа Иосифа (Илларионова); в 1937 г. епископ Рафаил (Воропаев) был расстрелян (в 2001 г. канонизирован на Освященном соборе Русской православной старообрядческой церкви). Последний противоокружнический епископ – Богородский Пётр (Глазов) – умер не позднее 1950 г., выразив, по свидетельству его брата протоиерея Онисифора Глазова, намерение примириться вслед за ним с Московской архиепископией. На этом основании Московский архиепископ Иринарх (Парфёнов) и епископ Геронтий (Лакомкин) благословили совершить заочное отпевание епископа Петра (Глазова). Лишившись епископата, неокружническое движение исчерпало себя, большая часть противоокружнических священников в послевоенные годы присоединилась к Московской архиепископии. Неокружники в Гуслице и близлежащих районах сохраняли домашнюю богослужебную практику до 1980 гг.



 
PR-CY.ru