«ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ»

«ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ» («Окружное послание единые, святые, соборные, апостольские, древле-православно-кафолические церкве в назидание и предостережение возлюбленных чад от некоторых вредных и нелепых сочинений») от 24 февраля 1862 г. – обращение к старообрядцам, приемлющим священство Белокриницкой иерархии, подготовленное Иларионом Георгиевичем Кабановым (Ксеносом), обнародованное Московским духовным советом. «Окружное послание» было подписано деятелями белокриницкого согласия: архиепископом Московским и Владимирским Антонием (Шутовым), епископами Онуфрием (Парусовым) Браиловским, Пафнутием (Шикиным) Казанским, Варлаамом (Рымарёвым) Балтским, священноиноками Евфросином, Илиёй, иереями Петром Драгуновым, Феодором Вохонским, иеродиаконами Пахомием, Ипполитом, диаконом Кирилом, иноком Белокриницкого монастыря Алимпием (Милорадовым) и дьяком Семёном Семёновым. 15 апреля 1863 г. «Окружное послание» было подписано также заграничными старообрядческими епископами: Славским Аркадием (Шапошниковым), Васлуйским Аркадием (Ивановым), Тульчинским Иустином (Игнатьевым), а также белокриницким архидиаконом Филаретом. «Окружное послание» направлено против распространившихся среди последователей Белокриницкой иерархии ложных мнений и «баснословных» сочинений, вышедших преимущественно из беспоповской среды. В «Окружном послании» обличаются десять «тетрадок», содержащих эсхатологические произведения, сочинения фольклорного характера. Выписки из этих сочинений сохранились в виде «Сборника сказаний и выписей старообрядческого» (Российская государственная библиотека), они являются важным материалом для характеристики народной религиозности беспоповских согласий. Необходимость составления «Окружного послания» И.Г. Кабанов обосновал в письме епископу Онуфрию (Парусову): «Мы предполагаем, что чрез издание сего Окружного послания Церковь наша очистится от пороков, произникших во время беспастырства..., что правительство не ктому будет смотреть на нас как на изуверов, ослеплённых невежеством». «Окружное послание» неоднократно издавалось начиная с 1864 г. до настоящего времени. Помимо отдельных изданий оно было опубликовано в 1871 г. в журнале «Истина», в 1885 г. – в журнале «Братское слово». «Окружное послание» начинается с критики «тетрадок». 401-й главе «Седмитолкового Апокалипсиса», в которой среди прочего со ссылкой на апостола Иоанна Богослова доказывалось, что троеперстие – символ антихриста, И.Г. Кабанов дал такую характеристику: «Седмитолковой апокалипсис сей... есть лжесоплетенная выдумка от беспоповцев». О краткой выписке из «Книги Евстафия Богослова», в которой утверждалось, что «антихрист убиет три цари великия – веру, любовь, надежду» и уничтожит церковные таинства, автор «Окружного послания» пишет: «Таковое мудрование есть еретическо и богопротивно».

 



 
PR-CY.ru