МОСКОВСКИЙ СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ - Страница 11

В Московском Симоновом монастыре значительное место занимал некрополь. Предание о захоронении близ обители в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) Радонежских сложилось в XV – начале XVI вв., а зафиксировано в источниках XVII в. В 1433 г. в Московском Симоновом монастыре был погребён сын великого князя Дмитрия Ивановича Донского князь Константин (инок Кассиан). Монастырь стал усыпальницей Ховриных-Головиных, Бутурлиных, Татищевых, Мстиславских, Сулешевых. В 1616 г. в обители был погребён великий князь Симеон Бекбулатович, в XIX в. – видные деятели русской культуры: Дмитрий Владимирович Веневитинов, Сергей Тимофеевич и Константин Сергеевич Аксаковы, Вукол Михайлович Ундольский, Алексей Егорович Викторов, Александр Александрович Алябьев и др. («Полное собрание русских летописей», том 13). Согласно Житию преподобного Кирилла Белозерского, с конца XIV в. в обители велось книгописание. По предположению Гелиана Михайловича Прохорова, основатель монастыря игумен Феодор перевёл ряд литургических текстов, составленных Константинопольским патриархом Филофеем Коккином. Сохранились «Лествица» 1453 г. (Российская государственная библиотека) и «Тактикон» монаха Никона Черногорца 1461 г. (Российская национальная библиотека), созданные в обители. Среди писателей, живших в монастыре в начале XVI в., исследователям известны Вассиан (Санин), Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек. В обители Вассиана (Патрикеева) посещал монах Досифей (Топорков). Исследователям известен ряд рукописей, созданных в монастыре в первой четверти XVI в. (Исторический музей; Российская государственная библиотека; известны рукописи середины – второй половины XVI в., связанные с монастырем (Исторический музей, Российская национальная библиотека). Согласно «сибирскому» Судному списку преподобного Максима Грека, митрополит Иоасаф (Скрипицы) благословил быть настоятелем Московского Симонова монастыря известного каллиграфа Исаака Собаку, однако его пребывание в монастыре не подтверждается источниками. Источники XVI в. указывают на существование в монастыре должности книгохранителя. В XVII в. продолжались книжные вклады в обитель, имела место покупка книг, велось книгописание. Были написаны «Вкладная и кормовая книга» монастыря (похищена в 1822 г.; сохранившийся список относится к XIX в.) (Исторический музей). На монастырском подворье в Кремле во второй половине XVII в. проживал митрополит Паисий Лигарид, а с 1672 г. там предписывалось жить и переводить книги с греческого и латинского языков Николаю Спафарию. Литературной деятельностью занимались архимандриты монастыря первой половины XVIII в.: Рафаил (Краснопольский), Иосиф (Туробойский), Пётр (Смелич), Амвросий (Юшкевич).

 



 
PR-CY.ru