МЕЛЕТИЙ СИРИГ - Страница 3

В марте 1643 г. текст «Православного исповедания...» был утверждён Синодом Константинопольского патриархата в качестве общей доктрины православной церкви. Летом 1643 г. Мелетий Сириг приехал в Киев, где в Киево-Печерском монастыре вместе с митрополитом Петром (Могилой) занимался составлением агиографических и литургических канонов печерским святым, а также, возможно, оказывал содействие Петру (Могиле) в приглашении греческих художников для росписи обновлённой митрополитом церкви Спаса на Берестове. Ко времени пребывания Мелетия Сирига в Киеве исследователи относят работу с текстом, тогда же напечатанным в переводе в составе «Следованной Псалтири» (типография Киево-Печерского монастыря, 1643 г.) под названием «Канон молебный ко всем святым печерским киевским российским чудотворцам». Исследователи полагают, что Мелетий Сириг и Пётр (Могила) предполагали представить канон печерским святым на утверждение Константинопольскому патриарху, подготовив таким образом их канонизацию. В Киеве же Мелетий Сириг написал службу на положение Ризы Господней, присланной в 1625 г. персидским шахом Аббасом в Москву. Исследователи не исключают, что этот труд Мелетия Сирига следует рассматривать в связи с делавшимися в 1640 гг. попытками Киевского митрополита Петра (Могилы) развивать церковные контакты с Московским государством. С «Мелентием Даскалом, которой ис Царягорода приехал с собору от патриарха» (т.е. после утверждения «Православного исповедания...» Петра Могилы), «человека духовна и от властей греческих славна большим имянованием», встречался в Молдавии в начале 1643 г. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, русский резидент при молдавском господаре, сообщивший, что у греческого учителя есть «книги» с «подлинным свидетельством» и «обличением» латинской ереси, которые хотят печатать в Яссах. Исследователи полагают, что Мелетий Сириг возлагал тогда определённые надежды на возможность сотрудничества с московским двором в деле издания подготовленных им полемических сочинений и даже текста «Православного исповедания...». В июне того же 1643 г. Пантелеимон (Паисий) Лигарид в письме в римскую Конгрегацию пропаганды веры высказывал опасения, что «кандиот Сириг», посланный патриархом в Молдавию для участия в «этом соборишке со схизматиками-рутенами», намеревался посвятить «Dottrina grande» (видимо, «Православное исповедание...») «королю Московии с тем, чтобы оно было принято всеми». Грек Иоанн Варда Тафрали (Иван Петров) в декабре 1644 г. писал царю, что «у богомольца царствия вашего учителя Мелентия» есть некое «оглашение на еретиков, на Люторя и на Кальвина», которое надо напечатать для пользы всех благочестивых христиан, но для этого необходимы средства, «царское жалованье» (Российский государственный архив древних актов). Речь здесь вновь шла о Мелетии Сириге и его сочинении против «Исповедания веры» Кирилла I Лукариса. В начале 1644 г. Мелетий Сириг вернулся в Константинополь, но смещение Парфения I и возведение в сентябре 1644 г. на патриаршую кафедру патриарха Парфения II, который был преданным сторонником Кирилла I Лукариса, осложнили его положение. 16 сентября 1644 г. Киевский митрополит Пётр (Могила) в письме, адресованном Константинопольскому патриарху, предлагал послать Мелетия Сирига к царскому двору для обсуждения вопроса о действительности крещения протестантов, поднимавшегося тогда в связи с подготовкой брака датского принца Вальдемара Кристиана, сына короля Кристиана IV и царевны Ирины Михайловны.

 



 
PR-CY.ru