МЕЛЕТИЙ СИРИГ

МЕЛЕТИЙ СИРИГ (1585 (по другой версии, 1586) г. – 1663 г.) – греческий писатель и богослов. Мелетий Сириг (в крещении Марк) родился в знатной греческой семье. Её члены неоднократно занимали католические церковные кафедры, хотя сам он принадлежал к православной ветви рода. Отцом Марка был предположительно врач Георгий Сириг. Первоначальное образование юноша получил в Кандии, в метохе Синайского монастыря великомученицы Екатерины, у известного учёного того времени Мелетия Власта, а затем уехал для продолжения обучения в Венецию, где стал учеником знаменитого богослова Феофила Коридалевса. Прервав обучение из-за теологических расхождений с Феофилом Коридалевсом, который склонялся к протестантизму, Марк Сириг переехал в Падую. Помимо философии и риторики в это время занимался математикой и физикой, а также приступил к изучению медицины. Смерть отца заставила Марка прервать обучение и вернуться на Крит. После кончины матери он принял постриг с именем Мелетий, а позже был рукоположён во иереи. Из-за недовольства венецианских властей Крита начатой Мелетием Сиригом проповедью православия вначале был вынужден удалиться в монастырь Анкарафу, а затем стал игуменом в монастыре Апезанон. Дальнейшие преследования заставили Мелетия Сирига покинуть Крит. В 1626–1630 гг. он жил в Александрии, где, как полагают исследователи, принадлежал к окружению Александрийского патриарха Герасима I Спарталиота, записал там несколько текстов собственных проповедей. Осенью 1630 г. по приглашению Константинопольского патриарха Кирилла I Лукариса, который рассчитывал на полемические способности Мелетия Сирига в борьбе с иезуитами, он поехал в Константинополь, останавливаясь по пути на Родосе и Хиосе. В османской столице Мелетий Сириг становится учителем (дидаскалом) Великой церкви и начинает проповедовать в церкви Пресвятой Богородицы Хрисопиги в Галате. В начале 1632 – 1633 гг. и в 1635 – начале 1637 гг. Мелетий Сириг совершал поездки в молдавские земли, в 1640 г. на короткое время ездил в Вифинию. Периодически возвращаясь в Константинополь, Мелетий Сириг продолжал проповедовать в церкви Пресвятой Богородицы Хрисопиги, занимаясь также преподаванием древних языков и богословия. Исследователи высказывали предположения, что Мелетий Сириг мог быть посвящён в планы пропротестантских реформ православия, изложенных в «Исповедании веры» Кирилла I Лукариса. Однако, по мнению исследователей, именно недовольство попытками сближения патриарха с протестантами стало причиной отъезда Мелетия Сирига в молдавские земли, где в 1635 г. он перевёл сочинение византийского императора Иоанна Кантакузина против ислама на разговорный греческий язык по поручению молдавского господаря Василе Лупу и написал ряд гимнографических сочинений, среди которых чинопоследование службы святой Параскевы Эпиватской. После убийства Кирилла I Лукариса 28 июня 1638 г. Мелетий Сириг осенью того же года приступил к написанию одного из самых важных своих сочинений – «Опровержения кальвинских глав Кирилла Лукариса», направленного против изложенных в «Исповедании» Кирилла I Лукариса богословских идей. Тогда же поставил свою подпись под синодальным осуждением бывшего патриарха (24 сентября. (4 октября) 1638 г.).

 



 
PR-CY.ru