МЕЛЕТИЙ СИРИГ - Страница 2

Работа над «Опровержением...» была завершена в ноябре 1640 г. (15 декабря 1644 подготовлено переложение на разговорный греческий язык), в течение следующих лет Мелетий Сириг искал возможности издания своего труда и продолжал борьбу с идеями Кирилла I Лукариса, высказываемыми сторонниками покойного патриарха, среди которых были Феофил Коридалевс и Иоанн Кариофилл. В 1641 г. он впервые обращается за помощью в Москву: в ответ на письмо, в котором Мелетий Сириг сообщал, что уже 12 лет проповедует «слово евангельское в Константинополе и посреди еретиков», через грека Иоанна Варду Тафрали (известного по русским источникам как Иван Петров) получил царское жалованье. Борьба за единую общепринятую православную доктрину после тех шагов по сближению с протестантизмом, которые Восточная церковь претерпела в годы патриаршества Кирилла I Лукариса, привела к организации в Яссах, столице Молдавии, 15 сентября – 27 октября 1642 г. церковного Собора, на котором был принят подготовленный Киевским митрополитом Петром (Могилой) и одобренный синодом Киевской церкви 8–18 сентября 1640 г. текст «Православного исповедания веры». Мелетий Сириг был послан на Собор Константинопольским патриархом Парфением I для участия в его заседаниях вместе с учёным митрополитом Порфирием Никейским. Исследователи полагают, что в связи с этой поездкой Мелетий Сириг был назначен константинопольским протосинкеллом. В Яссах он принимал участие в обсуждениях предложенного представителями Петра (Могилы) – киевскими игуменами Исаией Трофимовичем-Козловским, Игнатием Оксеновичем-Старушичем и Иосифом Кононовичем-Горбацким – текста, но, несмотря на все усилия, из-за сопротивления посланцев Киевского митрополита Мелетию Сиригу так и не удалось добиться осуждения «Исповедания веры» Кирилла I Лукариса. Участники Собора настаивали на неподлинности его текста, который якобы принадлежит не патриарху, а голландскому пастору Антуаном Леже, который опубликовал его под именем Кирилла I Лукариса. Однако Мелетию Сиригу удалось добиться публикации в Яссах 20 декабря 1642 г. печатного листа на греческом языке с принятым в Константинополе в мае 1642 г. синодальным решением, осуждающим «Исповедание веры» Кирилла I Лукариса, которое одобрили и подписали также киевские и молдавские архиереи. На важную роль Мелетия Сирига во время обсуждения в Яссах вопросов православной доктрины с неудовольствием указывал в письмах в конце 1642 – начале 1643 гг. в римскую Конгрегацию пропаганды веры Пантелеимон (Паисий) Лигарид, будущий Газский митрополит, который находился тогда в Константинополе и питал надежды на сближение православной церкви с Западной. Текст «Православного исповедания...» Петра (Могилы), отвергающий пропротестантские положения Кирилла I Лукариса, Мелетий Сириг перевёл на греческий язык и подверг значительной редакторской обработке: в нём были исправлены некоторые положения, заимствованные Петром (Могилой) из католического вероучения, изъято место, где признаётся существование в загробном мире чистилища, момент пресуществления в евхаристии перенесён с установительных слов на эпиклезу, отменено обливательное крещение.

 



 
PR-CY.ru