МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ - Страница 32

Они сохранились в Смоленской церкви села Алабузина, Никитской церкви села Лозьева и Троицкой церкви села Намескова (все – Бежецкий район), в церкви Спаса Нерукотворного в Бежецке, в Успенской церкви деревни Баскаки и Покровской церкви деревни Макарово Весьегонского района, в Покровской церкви деревни Озеряево Вышневолоцкого района, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы деревни Зиновьево и церкви великомученика Димитрия Солунского деревни Новове Семёновское Калининского района, в Казанской церкви села Красного, Духовской церкви урочища Лучинники и Преображенской церкви села Спасского (все – Калязинский район), в Покровской церкви деревни Кононово и церкви Смоленской иконы Божьей Матери деревни Кочемли (обе – Кашинский район), в церкви Рождества Христова села Хабоцкого Краснохолмского района, Троицкой церкви села Кой Сонковского района, а также в других храмах. Одним из самых поздних примеров церковной росписи с посвящёнными Михаилу Ярославичу композициями служат стенописи 1928 г. работы живописца из Микулина Городища (ныне село Микулино) Ксенофонта Ермакова в трапезной Успенской церкви села Иваниши Старицкого района, где представлена сцена убиения святого в Орде по картине П.Н. Орлова. Святой часто изображается средовеком с высоким лбом (с «плешью»), но в ряде случаев его образ идеализируется и теряет свои индивидуальные признаки. Князь может быть облачён в горностаевую мантию или условные русские княжеские одежды, в том числе шапку из двух полушарий; его атрибутами являются нож, пальмовая ветвь или меч, но иногда Михаил Ярославич изображается без них. Выбор того или иного иконографического варианта, очевидно, был обусловлен знакомством мастеров с разновременными образцами работы столичных и тверских художников, в том числе с произведениями, находившимися в тверском Спасском соборе. Иконография единоличных изображений Михаила Ярославича, которые создавались для Тверской епархии во второй половине XIX – начале XX вв., в целом была более устойчивой и воспроизводила традиционный тип святого в характерных для него одеждах. Как правило, на таких иконах (часто и на иконах Тверских святых или образах Михаила Ярославича с Анной Кашинской) князя изображали с непокрытой головой, в шубе (иногда на горностаевом меху), накинутой поверх подпоясанного короткого кафтана (образ, находившийся в нише южного фасада Спасо-Преображенского собора в Твери; икона конца XIX в. в церкви во имя Михаила Ярославича в Твери); в ряде случаев в руке Михаила Ярославича изображалась шапка Мономаха, напоминающая о его великокняжеском достоинстве (икона работы тверского мастера Румянцева, 1909 г., подаренная тверичами Кашину по случаю возобновления почитания Анны Кашинской, князь представлен осеняющим себя крестным знамением). На основе этого типа иконографии был создан новый вариант, где Михаил Ярославич изображён на фоне тверского кафедрального собора. К нему принадлежат ряд икон из частных, церковных и музейных собраний (Тверская объединённая картинная галерея), металлические иконки, а также отпечатанные типографским способом образы (1893 г., хромолитография Ефима Ивановича Фесенко, Одесса, и др.; фирмой Е.И. Фесенко также была выпущена литография со сценой явления столпа света над телом Михаила Ярославича в Маджаре).

 



 
PR-CY.ru