МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ - Страница 34

Исследователи полагают, что подобные произведения легли в основу фантастических портретов Михаила Ярославича, которыми в XIX в. иллюстрировались издания на исторические темы. Изредка, по мнению исследователей, как тезоименитый святой заказчиков, Михаил Ярославич (с небольшой бородой, в шапке, что может указывать на связь с позднесредневековыми произведениями московской традиции) изображается на старообрядческих иконах (выговский образ конца XVIII в. «Ангел-хранитель, Михаил Тверской и мученица Татиана» из поморской Долговой моленной в Санкт-Петербурге (Русский музей); фигура на полях сызранской иконы второй половины XIX в. «Преподобная Мария Египетская, со сценами жития» (собрание В.М. Федотова)). Образ Михаила Ярославича как одного из почитаемых русских князей входит в состав многофигурных композиций работы старообрядческих мастеров конца XVIII – начала XIX вв. (невьянский складень «Воскресение, праздники и святые», Русский музей). Вместе с другими князьями он включён в композицию «Образ всех святых Российских чудотворцев», разработанную в Выговском поморском общежительстве не позднее 1730 гг. и довольно широко распространившуюся среди старообрядцев-беспоповцев. На таких иконах (сохранились по две иконы в собраниях Русского музея и Третьяковской галереи, по одной – в Историческом музее и Музее изобразительных искусств Республики Карелия, образ в собрании Григория Лепса, две – в зарубежных частных собраниях) Михаил Ярославич представлен в верхней части композиции в составе группы русских князей, над князем равноапостольным Владимиром, рядом с князем Феодором Ярославским. В середине – второй половине XIX в. в связи с актуализацией темы святости русских государей образ Михаила Ярославича исследователи иногда встречают в декоре крупных столичных и провинциальных храмов. Вместе с Анной Кашинской он представлен на иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон роду царского» 1860 гг. в Князь-Владимирском соборе в Санкт-Петербурге: на этой иконе, выполненной, как полагают исследователи, в столичной мастерской Пешехоновых, как и на других созданных там образах русских князей, фигура Михаила Ярославича имеет сходство с образцами конца XVI – XVII вв., о чём свидетельствуют княжеская шапка и короткая борода. В монументальных ансамблях, где исследователи видят связь с академической традицией, он мог изображаться в условном русском иконографическом облике князя-воина, в латах и горностаевой мантии, в облике русоволосого средовека (так он представлен на мозаическом образе 1870–1880 гг. в иконостасе Александро-Невского придела Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, выполненном по оригиналу Николая Аполлоновича Майкова). В московском храме Христа Спасителя (1839–1883 гг., воссоздан в 1994–1997 гг.) Михаил Ярославич вместе с другими святыми князьями изображён в медальонах большой арки рядом с иконостасом придела Александра Невского (Михаил Николаевич Васильев); в состав ансамбля также вошли образы матери и супруги Михаила Ярославича – княгинь-инокинь Ксении Тверской и Анны Кашинской.

 



 
PR-CY.ru