МИРО - Страница 5

Включение в рецептуру помимо елея и ароматических компонентов ещё и вина (как правило, белого) исследователи связывают с тем, что компоненты не просто смешиваются, но и варятся на протяжении того или иного времени; вино служит для предотвращения пригорания или воспламенения смеси. В православной традиции мироварение занимает три дня и происходит в Великие понедельник, вторник и среду. В середине XV – середине XVIII вв. в Москве мироварение совершалось раз в несколько лет в Чудовом монастыре или одной из кремлёвских церквей с последующим освящением в Успенском соборе; в 1763–1917 гг. – в Мироваренной палате Патриаршего дворца Московского Кремля; в советское и постсоветское время – в Малом соборе Донского монастыря. Традиционно варкой мира из оливкового масла, вина и экстрактов благовоний (экстрагирование осуществляется заранее при помощи масла либо спирта) занимаются специально обученные священнослужители, при сослужении других московских священников. Как правило, чин начинает патриарх: совершается краткий молебен, все необходимые предметы окропляются святой водой, разжигается огонь. В определённой последовательности в смесь добавляются различные компоненты, диаконы перемешивают её, священники при этом непрерывно читают Евангелие. В дониконовской традиции на первый день мироварения пели канон Божьей Матери, а затем – последование коленопреклонённых молитв Пятидесятницы; на второй – канон Иоанну Предтече и последование великого водоосвящения с заменой в этом последовании упоминаний воды на «миро сие»; на третий – канон и последование елеосвящения с аналогичной заменой. Такое механическое приспособление, достаточно искусственное, наиболее торжественных и одновременно пространных чинов к мироварению должно было, как полагают исследователи, подчеркнуть значимость мира для церкви. В Константинопольской патриархии непосредственно варкой мира, что происходит раз в десять лет или даже реже, занимаются специально назначаемые патриархом «старшины-мироварники» во главе с архонтом (они совсем не обязательно имеют священный сан). Во всех церквах, признающих апостольское преемство, миро необходимо для помазания новокрещёных сразу после крещения (у католиков – и для конфирмации), а также при освящении престолов и храмов. Поскольку в Ветхом Завете помазание совершалось при поставлении царей (1 Цар. 9:16; 10:1; 15:1; 16:3, 13) и священников (Исх. 28:37; 40:13; Лев. 6:22; Числ. 35:25), помазание новокрещёного миром указывает на осуществление древнего обетования: «Вы будете у Меня царственным священством и народом святым» (Исх. 23:22). Миропомазание совершается и при принятии в православную церковь лиц, крещение которых может быть признано, но требует восполнения: либо по причине его совершения мирянами, либо при присоединении из инославия. В Средние века ветхозаветная типология была распространена на христианское духовенство и верховных правителей, и возникли обычаи помазания миром, во-первых, христианских монархов; во-вторых, только в латинской и армянской традициях, священников и епископов. До второго Ватиканского Собора у католиков также существовал обычай помазания миром евхаристических сосудов для их освящения; аналогичный обычай есть у коптов, которые помазывают миром ещё и ряд других предметов церковного обихода, включая иконы (коптские чины помазания миром дискосов, потиров и икон были переведены на греческий и попали в печатные Евхологии), хотя и не получили большого распространения на практике. У коптов также сохраняются: во-первых, обычай, описанный ещё в «Corpus Areopagiticum», помазания воды крещальной купели миром и, во-вторых, традиция использовать для предкрещального помазания вместо чистого оливкового масла так называемый каллиелеон – масло, сваренное с оставшимися после варки миро ароматическими веществами. Помимо православных, католиков и нехалкидонитов миро могут использовать также англикане, часть лютеран и некоторые другие протестанты как необязательный элемент конфирмации, а также при помазании монархов.



 
PR-CY.ru