МИРО - Страница 3

В «Тайноводственных поучениях» Кирилла Иерусалимского подчёркивается: «Смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии после призывания Святого Духа не есть более простой хлеб, но Тело Христово, так и святое сие миро после призывания не есть более ни простое, ни, как кто-то мог бы выразиться, обыкновенное, – но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным». С V в. в восточной традиции освящение миром стало приобретать вид, подражающий чину евхаристической литургии, со своими библейскими чтениями, молитвой, составленной по подобию анафоры, другими элементами. Впервые такое последование описано в «Corpus Areopagiticum» (впоследствии такие чины имели употребление в греческих патриархатах Иерусалима и Александрии; такой чин всё ещё сохраняется в так называемом Святогробском Типиконе) и, как полагают исследователи, Антиохии (аналогичный вид доныне имеют чины освящения мира у нехалкидонитов). В сирийской хронике Иешу Стилита установление традиции освящения миром во время торжественного богослужения в Великий четверг связывается с именем епископа Петра Эдесского (498–510 гг.), но в «Церковной истории» Феодора Чтеца (VI в.) то же деяние приписано уже Петру Гнафевсу, монофизитскому патриарху Антиохии (469–489 гг., с перерывами); этот фрагмент дословно воспроизводит в своей «Церковной истории» автор XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул (впрочем, Феодору Чтецу указанный фрагмент, как полагают исследователи, не принадлежит). Традиция освящать миро именно в Великий четверг в последующие века стала повсеместной и на Востоке, и на Западе как в связи с близостью этого дня к Великой субботе, дню крещения и миропомазания большого числа оглашаемых, так и в связи с евангельской символикой самого вещества миро. В Константинополе освящение миром сохранило более простую форму и сводилось к паре молитв (основная и главопреклонная), включаемых в состав Божественной литургии Великого четверга. Константинопольский чин освящения миром представлен уже в древнейшем сохранившемся собрании византийских литургических чинов – «Евхологии Барберини» (конец VIII в.), согласно которому сосуд с миром вносится в алтарь во время великого входа и поставляется на святой престол рядом с первым из дискосов; сразу после окончания анафоры епископ трижды осеняет миро знаком креста и произносит молитву, а затем, после слов «Мир всем», главопреклонную молитву, и чин литургии продолжается. В последующих Евхологиях с минимальной правкой сохраняется тот же порядок (наиболее подробное толкование этого священнодействия, с некоторыми дополнительными подробностями, содержится у Симеона Солунского). В поздневизантийские времена, а затем в эпоху османского владычества, когда Константинопольский патриарх фактически возглавил всех православных греков, приготовление и освящение мира в греческих патриархатах (помимо Константинопольского) перестало совершаться. Однако у грузин и славян сохранился обычай самостоятельного изготовления и освящения мира (в частности, в Грузинской православной церкви миро самостоятельно варили с XI в. или раньше; в Русской православной церкви необходимость в этом появилась в XV в.; в Киевской митрополии в XVII в., несмотря на её пребывание в составе Константинопольского патриархата, предположительно также совершался чин мироварения и освящения мира, на что указывают сохранившиеся рукописи этого чина и т.д.).

 



 
PR-CY.ru