МИРО - Страница 2

В последующей христианской литературе слово «миро» первоначально не имело сугубо богослужебного значения и употреблялось в тех же смыслах, что и в классическом греческом языке и в библейских текстах, но к концу IV в. оно стало основным термином для обозначения крещального помазания, или хрисмы, – видимого знака дара Святого Духа, невидимо подаваемого человеку при вступлении в церковь через крещение и помазание (ср.: 1 Ин. 2:20: «Вы имеете помазание от Святого»). Так, в «Тайноводственных поучениях», приписываемых Кириллу Иерусалимскому, стих 1 Ин. 2:20 прокомментирован следующим образом: «Елеем, или миром, телесным Христос от человек не был помазан: но Отец, предпоставив Его во Спасителя всему миру, помазал Духом Святым, как Пётр говорит: “Иисyса, Иже от Назарета, Егоже помаза Бог Духом Святым”. И Давид пророк вопиял, вещая: “Престол, Твой Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие; сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник твоих”. И каким образом Христос воистину был распят, погребён и воскрес, а вы через Крещение в подобии удостоились и сораспяться, и спогребстись, и восстать с Ним, – так и при [крещальном] помазании. Он духовным елеем радости помазался, то есть Духом Святым, Который «елеем радости» нарицается, потому что есть Виновник духовной радости, – вы же помазались миром, сделавшись общниками Христу и причастниками» (в тексте начала III в. в описании гностического чина крещения и помазания слово «миро» употреблено, скорее, в критическом ключе). Однако в латинской традиции основным термином для обозначения литургического «миро» осталось слово «chrisma». Уже в ранней церкви елей для крещального помазания мог освящаться с чтением молитвы, содержащей эпиклезу, т.е. аналогично евхаристическим Дарам. Исследователи отмечают, что наиболее ранние примеры таких молитв содержатся в апокрифических «Деяниях апостола Фомы» (во всех случаях призывания совершаются непосредственно при помазании), а также, возможно, уже в «Дидахе», в коптском переводе которого есть молитва над «миро», что переводится как «благовоние». Впрочем, в сохранившемся греческом тексте «Дидахе» эта молитва отсутствует, а по поводу её предназначения исследователи предлагали весьма различные интерпретации (автор статьи (священник Михаил Желтов) полагает, что молитва не предназначалась для освящения какого бы то ни было елея), однако исследователи не сомневаются, что в древности эту молитву понимали именно как относящуюся к миро, на что указывает её переработанная версия в составе «Апостольских постановлений», предположительно написанных около 380 г. (она озаглавлена «О мире же совершайте благодарение так»). Ещё один ранний пример молитвы освящения мира содержится в «Евхологии Серапиона» середины IV в. Об освящении на святом престоле во время евхаристии крещального елея (т.е. мира) упоминает Киприан Карфагенский: «Именно на Евхаристии новокрещёные помазуются маслом, освящённым на алтаре». Тертуллиан называет миро «благословенным помазанием» («benedicta unctione»), автор так называемого «Апостольского предания» – «елеем благодарения» (то же и в позднейшей переработке «Апостольского предания», «Завете (Завещании) Господа нашего Иисуса Христа», где в эфиопской версии приводится и сама молитва над миром, а во всех версиях – призывание Святого Духа в момент помазания миром).

 



 
PR-CY.ru