МИРО - Страница 4

Московский Собор 1675 г., ссылаясь на сложность рецептуры мира, запретил изготавливать и освящать его в пределах Русской православной церкви где-либо, помимо Москвы, гарантировав свободное предоставление мира всем епархиям (после воссоединения Киевской митрополии с Русской православной церковью с 1731 г. миро было официально разрешено варить и освящать также в Киево-Печерской лавре). В настоящее время часть поместных церквей присылает представителей на чин освящения мира в Константинополе и получает миро там (представители Константинопольской патриархии даже пытались обосновывать каноничность только такого освящения мира, которое совершалось бы как минимум по благословению Константинопольского патриарха); остальные варят и освящают миро самостоятельно. Таким образом, вопрос о праве освящения мира, которое в древности принадлежало всем епископам, но впоследствии перешло на Востоке к главам поместных церквей (как полагают исследователи, по причине усложнения рецепта изготовления мира), в настоящее время тесно связан с вопросами высшего церковного управления и автокефалии. В основе различных православных редакций последования освящения мира во II тыс. н.э. неизменно лежит древний константинопольский чин, но порядок мироварения (приготовления мира) может существенно различаться. В русской традиции в чин освящения мира был включён обряд вливания остатков старого мира (из специального сосуда – алавастра) в новоосвящённое (как полагают исследователи, с тех времён, когда миро стали изготавливать в Москве самостоятельно), чтобы сохранить преемственность с византийской иерархией вопреки временному отпадению Константинопольского патриархата в унию в 1440–1450 гг. В византийском чине освящения мира такой обряд отсутствовал, но он имеет параллели в сирийской, армянской и коптской традициях (с конца XIX в. включён и в чин Константинопольского Патриархата). На латинском Западе (как и в Константинополе) освящение мира было включено в состав евхаристической литургии Великого четверга, которая из-за этого получила наименование «Missa Chrismatis». Рецепт изготовления хрисмы прост: непосредственно перед освящением епископ смешивает оливковое масло и масло бальзамного дерева; право освящения хрисмы принадлежит всем епископам в возглавляемых ими диоцезах. В доникейской церкви для крещального помазания использовалось просто оливковое масло, но не позднее V в. (а где-то, как полагают исследователи, и раньше) возникла традиция перед его освящением смешивать его с каким-либо благоуханным веществом – прежде всего, с «галаадским бальзамом», упоминаемым в Библии (Быт. 37:25; 3 Цар. 10:2, 10; Иер. 8:22 и др.). Конкретная рецептура постоянно менялась – как правило, в сторону усложнения: так, если в «Евхологии Барберини» кроме самого масла перечисляется 12 ароматических компонентов «нарда», т.е. неосвящённого мира, то, например, в русском дониконовском чине их 15, не считая елея и вина, в позднейшем русском чине – 28, в современном константинопольском – 55. Аналогичная картина наблюдается у нехалкидонитов. Исследователи предполагают, что усложнение рецептуры мира, помимо желания обеспечить ему уникальный аромат, а также законсервировать его, было связано с подражанием ветхозаветному прообразу мира: маслу помазания еврейских священников (Исх. 30:22–25). В армянской традиции христианское миро прямо связывается с «миром Моисея», небольшое количество которого, согласно легенде, было обнаружено Григорием Просветителем (эта легенда служит объяснением обычая доливать старое миро в новоосвящённое).

 



 
PR-CY.ru