МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 21

В русле этой политики было проведение в 1894 г. международного Евхаристического конгресса в Иерусалиме (15–20 мая) и нескольких конференций восточных католических патриархов в Риме (осень), результатом которых стало издание папской энциклики «Orientalium dignitas» (30 ноября), подчёркивавшей важность поддержания традиционной обрядности в Восточных католических церквах. Папа Римский Пий X (1903–1914 гг.), напротив, стремился к подавлению культурной самобытности католиков восточного обряда и к внедрению у них латинских ритуалов. Главным инструментом латинизации были католические духовные Ордены (иезуиты, лазаристы и др.), в чьих руках в значительной степени находилась система образования униатских общин. Сохранялся контроль над церковной жизнью униатов со стороны Папского престола: поместные Соборы могли проводиться лишь с разрешения Римского папы и в присутствии его легата, решения Соборов подлежали папскому утверждению; при избрании патриархов Папский престол отклонял не устраивавшие его кандидатуры; новый патриарх получал подтверждение своих полномочий от папы. Наблюдатели конца XIX – начала XX вв. отмечали растущее латинское влияние в жизни униатов, проявлявшееся во введении римско-католических церковных праздников, в присутствии латинских элементов в убранстве храмов и одеянии священнослужителей, в использовании орга́на при богослужениях. Отношения униатов с православными в этот период не были столь напряжёнными, как в XVIII в., однако продолжались как взаимное противостояние, так и переходы групп христиан из одной конфессии в другую. Исследователи отмечают, что демографическая статистика по арабо-униатам до конца XIX в. весьма отрывочна. По русским источникам 1840 гг., эта община в Сирии (с Ливаном и Палестиной) насчитывала 8–10 тыс. семейств (40–50 тыс. человек), по католическим данным (очевидно, завышенным), арабо-униатов в начале патриаршества Максима III было 50 тыс., к середине XIX в. – 70 тыс. Перепись населения, проведённая в Османской империи в начале 1890 гг., дала следующие цифры: провинция Бейрут – 43 тыс., провинция Халеб – 20 тыс., провинция Сирия – 25 тыс. униатов. В районе Иерусалима проживало 4 тыс. мелькитов. Кроме того, значительные группы арабов-униатов жили в автономном Ливане (21 тыс., по оценке на начало 1880 гг.) и в Египте (в 1882 г. – 57 тыс. католиков, в число которых входили также марониты и представители других униатских церквей). При патриархе Григории II расширилось присутствие Мелькитской католической церкви в Палестине, был учреждён диоцез в Баниясе (Кесария Филиппова; 1886 г.), с учётом которого, а также нового епископства Триполи (1897 г.) общее число архиерейских престолов Мелькитской католической церкви в начале ХХ в. достигло 15. В 1882 г. Мелькитская католическая церковь приобрела участок земли на VI остановке (св. Вероники) Via Dolorosa в Иерусалиме, где впоследствии был основан женский монастырь. В 1889 г. французское правительство передало Мелькитской католической церкви одну из старейших церквей Парижа – Сен-Жюльен-ле-Повр. Культурно-образовательный уровень мелькитов в XIX в. оставался очень высоким. На Ближнем Востоке под управлением латинских Орденов действовали сотни католических начальных школ и несколько средних учебных заведений: коллегии лазаристов – в Халебе и Айнтуре (с 1834 г.), семинария иезуитов – в Газире (с 1845 г.) и др. В 1875 г. семинария была переведена из Газира в Бейрут и в 1881 г. преобразована в католический университет святого Иосифа, ставший самым престижным на Ближнем Востоке, где обучались выходцы из всех униатских общин.

 



 
PR-CY.ru