МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 23

На 1907 г. общая численность членов Мелькитской католической церкви без учёта эмигрантов составляла около 145 тыс. человек. Первая половина XX в., на которую пришлось правление патриархов Кирилла VIII Джахи, Димитрия Кади и Кирилла IX Мугабгаба, ознаменовалась для Мелькитской католической церкви, прежде всего, продолжением активной деятельности в сфере образования и её подъёмом в области миссионерства. В 1903 г. епископ Герман Муаккад основал в Хариссе (Ливан) общество миссионеров святого Павла (конституция конгрегации утверждена в 1925 г.). В 1910 г. при обществе была открыта типография, выпускавшая, в частности, журнал «аль-Масарра» («Связь»), который до 1965 г. был официальным печатным органом Мелькитской католической церкви (с 1968 г. выходит под французским названием «Le Lien»). Женское отделение Ордена (конгрегацию Богоматери Неустанной Помощи) учредил там же в 1936 г. Бейрутский митрополит Максим Саиг (глава Ордена в 1912–1919 гг.; впоследствии патриарх Максим IV). В Египте в 1907/1908 г. была основана мелькитская патриаршая коллегия в Каире (расширялась в 1925 и 1939/1940 гг.), включённая в систему светского египетского образования. В 1912 г. монахи Ордена аль-Халябия начали миссионерскую деятельность в Судане, где было много эмигрантов из Халеба. Резко возросло количество униатов в Иордании, что привело к учреждению в 1932 г. диоцеза Петры, Филадельфии (Аммана) и всей Трансиордании. На миссионерскую деятельность в 1930–1940 гг. переориентировались также конгрегации сестёр-василианок монастыря Благовещения (обитель основана в 1753 г. близ монастыря Дайр-эль-Мухаллис из сестёр Сайднайского монастыря в Сирии, принявших унию и переселившихся в Ливан) и сестёр-шувайриток (основана в 1737 г. в монастыре Благовещения в Зук-Мкаеле). Источники середины XX в. упоминают 17 мужских и четыре женских монастыря (336 монахов и 82 монахини). Ключевым событием патриаршества Максима IV Саига (1947–1967 гг.) стало его активное участие во главе делегации Мелькитской католической церкви в работе второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.), в частности, в разработке декретов о Восточных католических церквах «Orientalium Ecclesiarum» и об экуменизме «Unitatis redintegratio». В соответствии с первым из них, подтверждающим первенство чести патриархов Восточных церквей, папа Римский Павел VI (1963–1978 гг.) 11 февраля 1965 г. подписал motu proprio «Ad purpuratorum Patrum Collegium», в котором устанавливалось епископское место в кардинальской коллегии для патриархов Восточных католических церквей, возведённых в кардинальское достоинство, и 22 февраля возвёл Максима IV Саига в достоинство кардинала. Во второй половине XX в. произошло значительное сокращение паствы Мелькитской католической церкви на Ближнем Востоке в результате серии военно-политических конфликтов. После арабо-израильской войны 1947–1949 гг., а затем Шестидневной войны (1967 г.) резко уменьшилась численность мелькитов в Палестине. Семинария святой Анны была перемещена из Иерусалима в Ливан, где после ряда переездов с 1977 г. действует на территории патриаршей резиденции в Рабуа. Занимавший тогда кафедру Акки епископ Георгий Хаким (1943–1967 гг., с 1964 г. – архиепископ; впоследствии патриарх Максим V) приложил большие усилия к возвращению на родину нескольких тысяч христиан, бежавших из Галилеи в Ливан. В его патриаршество (1967–2000 гг.) серьёзный удар по мелькитским общинам нанесла гражданская война в Ливане (1975–1990 гг.): бóльшая часть жителей деревень, особенно в архиепископствах Сайда (по некоторым оценкам, около 90%) и Сур (община сократилась не меньше чем в пять раз), переселилась в Бейрут и его пригороды либо эмигрировала в Канаду, Австралию и другие страны; были разрушены патриаршая резиденция в Айн-Тразе (1981 г.), архиепископия в Захле (1987 г.) и др.

 



 
PR-CY.ru